Маркевич Надежда
Предметно-пространственная среда в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная среда в группе детского сада является средством, формирующим личность ребенка. Находясь в ней, ребенок получает знания и социальный опыт. Предметно-пространственная среда в старшей группе «Любознайки» построена с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Предметно-пространственная среда группы соответствует следующим принципам организации:
Публикация «Предметно-пространственная среда в старшей группе» размещена в разделах
- насыщенности – содержит средства обучения и оборудование для обеспечения игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей;
- трансформируемости – предметно-пространственную среду можно изменять в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
- полифункциональности –составляющие предметно-пространственной среды (ширма, природные материалы и др.) можно использовать в разных видах детской активности;
- доступности – дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности – все элементы предметно-пространственной среда соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и правилам пожарной безопасности.
В раздевалке для родителей размещен информационный стенд, на котором родители могут узнать информацию о режиме дня в группе, об образовательной программе, познакомиться с меню текущего дня. Там же размещается наглядно -просветительская информация для родителей: папки-передвижки, буклеты и др. Стенд «Наше творчество» знакомит родителей с результатами продуктивной деятельности ребят. Есть в раздевалке поздравительный уголок, куда мы с ребятами вешаем поздравительные тематические стенгазеты, сделанные своими руками. Чтобы не забывать о задачах на текущий день, ребята сделали расписание занятий, которое расположено около входа в группу.
Групповое помещение условно разделено на зоны:
1. Зона умеренной активности: «Центр Познавай-ка», «Центр книги», «Центр природы», «Центр математики» «Центр развития речи «Говоруны», «Центр патриотического воспитания».
2. Зона средней активности : «Центр конструирования», «Центр ИЗО-деятельности», «Центр безопасности».
3. Зона повышенной активности: «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Спортивный уголок».
Материал в центрах активности детей меняю по мере его изучения. Стараюсь располагать материал в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу и были условия для самостоятельной работы и для работы с воспитателем.
«Центр Познавай-ка» помогает расширить детям представление об окружающем мире. Здесь всегда под рукой коллекции семян, камней, ракушек, тканей. А экспериментальное оборудование (лупы, магниты, наждачная бумага и др.) позволяет изучить некоторые качествах рассматриваемых предметов. Ребята с удовольствием работают с календарем природы, не забывая каждый день фиксировать погодные явления. Подборка тематических игрушек и наглядного материала позволяет детям создавать макеты природных зон.
Материал в «Центре математики» направлен на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия. Здесь находятся пособия для развития ориентировочных умений (лабиринты); игры на сравнение предметов по нескольким признакам («Найди отличия», «Чем похожи, чем отличаются?»); игры на установление последовательности по степени возрастания («Разложи по длине, по высоте» и т. д.);геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру; числовой ряд; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера; игры для формирования количественных представлений (математические весы, числовая лесенка, счетная лесенка, числовые карточки и др.).
В центре патриотического воспитания «Моя Родина» куклы в русском костюме Иван и Марья знакомят детей с традициями нашей Родины. Дети с удовольствием разглядывают книги о русских богатырях, рассматривают национальные костюмы других народов. Здесь находится альбом о нашей малой Родине – г. Тейково. Рассматривая фотографии этого альбома, дети рассказывают друг другу о местах, в которых они побывали, с интересом ищут на карте города свою улицу и дом. У мальчиков неугасаемый интерес к предметам военной тематики : военным головным уборам, моделям военной техники.
В центре развития речи «Говоруны» находятся тренажеры для дыхательной гимнастики, которые дети делают своими руками. Осенью ребята тренировали дыхание с помощью листочков, сейчас на тренажерах висят снежинки. Магнитная азбука, схемы звукового состава слов помогают освоить сложный, но нужный звуковой анализ слов. Картинки с развитием сюжета, предметные картинки и игрушки, алгоритмы составления описательных рассказов и др. помогают ребят развивать речевые умения и становиться интересными собеседниками.
В «Центре книги» можно выбрать себе понравившуюся книгу и полистать ее одному или вместе с друзьями. А еще здесь всегда находится интересная сказка, которую воспитатель почитает перед сном. Неизменное предпочтение дети отдают энциклопедическим изданиям. Они готовы часами рассматривать иллюстрации и задавать бесконечные «Почему?».
В «Центре конструирования» совершенствуются конструкторские навыки. Здесь можно собрать постройку по схеме, а можно проявить фантазию создать собственное уникальное сооружение. Здесь есть конструкторы на любой вкус и цвет. Многим конструкторам дети дали свое собственное название. У нас есть «колючий» конструктор, конструктор – вафелька, лилипутский конструктор.
«Центр безопасности» после «Центра конструирования» – самый популярный у мальчишек. Здесь ребята знакомятся с элементами дороги и дорожными знаками. Дидактические игры формируют представление о правилах безопасного поведения в быту, на природе. Обширная коллекция видов транспорта придется по вкусу даже самому капризному мальчишке.
В «Центре изо-деятельности» размещен материал для рисования, лепки, аппликации. Размещены трафареты, шаблоны, коктейльные трубочки (оказывается, с их помощью тоже можно рисовать, губки и др. Дети с удовольствием проводят здесь свободное время, а тематика их поделок и рисунков не знает границ. А еще здесь можно познакомиться с различными направлениями народного искусства.
«Центр музыки» и «Центр театра» у нас находятся рядом. Различные формы театра (пальчиковый, плоскостной, перчаточный и др.) развивают воображение и творческий потенциал. А драматизация и театральная постановка повышает коммуникативные навыки, развивает навыки монологической и диалогической речи. Всегда можно создать музыкальный фон для представления : постучать на барабане, позвенеть в колокольчик или сыграть музыкальные переливы на металлофоне.
Малое пространство группы не позволяет провести зонирование в «Центре игры». Игровые атрибуты размещены у нас в тематических контейнерах: «Кухня», «Магазин», «Кабинет врача», «Автомастерская», «Пожарная часть» и др. Для ограничения игровой зоны ребята используют передвижную ширму и детскую мебель (стулья).
В спортивном уголке незаменимым для ребят атрибутом являются мячи разного размера. С ними мы и ритмические упражнения проводим, и для различных дидактических игр они нужны. Для изучения тела человека есть альбом «Как устроен человек». Неизменным успехом пользуется игра «Повтори за мной», «Сделай также».
Все элементы развивающей среды доступны каждому воспитаннику. Невозможно создать неизменную развивающую среду, поэтому развивающая среда в моей группе часто меняется, «подстраивается» под интересы ребят.