Наталья Шкарубо
Предметно развевающая среда старшей группы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды в старшей группе Карсинского детского сада
Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ
Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи — организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:
Публикация «Предметно развевающая среда старшей группы в ДОУ» размещена в разделах
• обучающие и развивающие занятия;
• выполнение практических и творческих работ;
• сюжетно-ролевые игры;
• основы трудовой деятельности;
• занятия физической культурой;
• уроки музыки и хореографии.
Администрация Карсинского детского сада, педагоги и воспитатели создают для воспитанников многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:
• развивающая предметно-пространственная среда;
• организация взаимодействия с педагогами;
• общение со сверстниками;
• отношение дошкольника к окружающему миру и к самому себе.
Принципы построения предметно-развивающей среды
Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры — ведущей деятельности дошкольников — развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет — формированию предпосылок учебной деятельности.
Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.
Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе :
• Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.
• Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
• Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
• Элементы декора легко сменяемы, мобильны.
• В группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
• Цветовая палитра представлена тёплыми, пастельными тонами.
• При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущая роль игровой деятельности.
• Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.
• Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, пополняется и обновляется, приспосабливается к новообразованиям старшего дошкольного возраста.
Среда, окружающая дошкольников в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, а также способствует развитию познавательных и творческих способностей воспитанников. При этом учитываются склонности, интересы и уровень активности каждого ребёнка. При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:
• общий дизайн помещения, эстетику оформления, наличие разнообразного оборудования для занятий различными видами деятельности;
• организацию пространства жизнедеятельности детей (наличие лёгких перегородок, ширм, модулей, пуфов).
• игрушки и материалы, которые обеспечивают и игровую и продуктивную деятельность воспитанников.