Приложение МААМ

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Лариса Малышева
Предметно-развивающая среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Предметно-развивающая среда выступает как система материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его развития (по В. А. Петровскому). Для целостного и адекватного развития ребенка необходима свобода в познании окружающего мира, экспериментирование с ним. Именно предметно – развивающая среда, наполненная игровыми модулями, играми и игрушками, позволяют ребенку развивать способности, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности.

Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» размещена в разделах

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные ею изменения в психике ребенка настолько существенны, что в отечественной психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в период дошкольного детства.

Одна из движущих сил и источник проявления активности – потребность ребенка проникнуть в пространство, ознакомиться с ним, исследовать его и овладеть им. Жизненное пространство детей должно отвечать двум требованиям:

1) Оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности;

2) Иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.

Среда считается побуждающей к активности, если она отвечает следующим требованиям:

1) Включает элементы новизны;

2) Является многофункциональной;

3) Содержит умеренный элемент риска.

Можно выделить отдельный вид пространственных игр, которые включают действия, направленные на овладение пространством и его объектами, а также их пространственную трансформацию и перемещение. Пространство детской жизни взрослый организует в соответствии с его представлениями о том, что хорошо или плохо для развития ребенка, опасно или нет.

Тяга к видимости и досягаемости в едином пространстве характерна только для первых пяти лет жизни. Затем наступает потребность «выпасть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне их контроля и влияния.

Кроме того у ребенка возникает «территориальное поведение», заключающееся в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желание, а с другой стороны – служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности. Мальчика для овладения требуется в два раза больше пространства и они более склонны к его исследованию и реорганизации. Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду, обживают ее.

Прослеживается пространственная связь между пространственным поведением и развитием личности ребенка. Личностное пространство идентифицируется со своим «я», утверждение «я» происходит и через демонстрацию хозяйственного поведения в собственном пространстве детей. Поэтому дети часто протестуют против изменения их внешнего вида (поправления шапки, застегивания пуговиц) и открывания двери взрослым, что рассматривается ими ка нарушение границ и угрозе собственного «я». Это относится и к путям, прокладываемым в пространстве ребенком. Для него очень важно найти собственный путь, отличный от пути взрослого, чато включающий привлекательные препятствия. Ребенок ощущает себя первооткрывателем и хозяином собственного мира.

Существует «мальчишечьи» и «девчоночьи» места. Помимо этого есть излюбленные места для игр: глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок, скрытые наблюдательные пункты для затаивания, сложные конструкции для лазанья и овладения трехмерностью. Еще один из привлекательных и побуждающих к активности мест – ненормативные или запретные места.

Можно выделить две характеристики окружающей среды, определяющие ее «изменяемость» :

1) статичность;

2) динамичность.

Статичная окружающая среда содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. Она неизменна и постоянна во времени и пространстве.

Динамическая среда способствует поисково – познавательной активности, но в то же время создает и фон напряжения изза отсутствия стабильности и постоянства, поэтому целесообразно сочетание двух этих качеств. Практически это поможет выражаться в четырех формах:

1) статичная среда, постоянна включающая новые, неоформленная среда, и многофункциональные объекты;

2) включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений;

3) пространственное перемещение сегментов постоянного пространства;

4) введение и статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией.

Моделируя жизненное пространство, можно способствовать повышению активности ребенка путем организацией окружающей среды. Для этой цели можно ввести несколько нехитрых приемов.

1. Наличие свободного сегмента пространства. Выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена.

2. Организация «склада ненужных предметов». Склад в буквальном смысле – сундук, шкаф, ящик, в который складываются предметы, ка только они выходят из постоянного употребления.

3. Передвижные сегменты. Они могут целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течении года.

Такими сегментами могут быть:

- имитация большого пространственного объекта (либо его части, создающую заданную среду или предназначенную для игры или обживания: шатер, дом горка, ширмы, имитация транспорта, большая коробка и т. п. ;

- часть ролевой игры, новый сюжет, атрибутика;

- имитация театра, сцены, кукольного театра с предметами для ряженья;

- угол отдыха, место для «валяния» предназначенного для совместного вживания и распределения пространства, заполненное мягкими неоформленными объектами: шариковой мебелью, матами, мягкими мячами, кольцами, подушками и т. п. ;

- бассейны обычные и «сухие», песочницы;

- реальные объекты с реально – практическим действием, для расширения сферы деятельности детей, швейная машина, столярные инструменты, гончарные принадлежности, плита и т. п. ;

- большие конструкторы, Лего;

- живые объекты – передвижной зоопарк;

- выставки игрушек по теме.

Осознавая значимость предметно – пространственной среды в становлении личности, М. С. Коган определяет требование к ее организации. Она должна предоставлять свободу ребенку, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, должна быть удобной, гармоничной, настраивать на эмоциональный лад.

Для реализации поставленных задач по развитию всех форм детской активности мы определили следующие требовании к организации жизненного пространства детей.

1. Многофункциональность. Деление пространства на отдельные зоны и создание интеграционной связи между ними. Каждый центр не обязательно имеет определенное, строго заданное зонирование, а может включать элементы других центров.

2. Трансформируемость. Дети старшего дошкольного возраста склонны реорганизовывать окружающую среду, поэтому в детском саду должно быть неорганизованное пространство (у нас эта комната пространственной игры, где они могут реализовать потребность в трансформации и перемещении объектов. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с их замыслами.

3. Элементы новизны. Своевременное изменение среды педагогом через :

-внесение нового развивающего материала, расширяющего интересы детей;

- новых игровых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием детских игр. Любая среда должна включать зону нового и зону постоянства. Сочетание этих компонентов обязательно.

4. Личное пространство. Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определенные чувства, поэтому совершенно необходимо место уединения, в котором каждый может успокоиться, побыть наедине с собой.

Универсальность пространственной среды очень важна, так ка она позволяет самим детям и вместе с педагогом строить, менять, трансформировать ее с видом деятельности, игры, ее содержанием перспективами развития. Таким образом, организация жизненного пространства детей эффективно воздействует, формирует у детей активное поисково – познавательное отношение к миру людей и предметов.

Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:

- модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно – печатных игр;

- игровой материал для организации сюжетно – ролевых игр;

- игровые макеты для режиссерских игр и игр – макетирования;

- уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

- неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

- исследовательский, проблемный материалы для организации игр – экспериментирований;

- сборно – разборные мягкие модули. Домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.

Наша жизнь претерпевает изменения, требующие иных подходов к использованию вариантов построения предметно – развивающей игровой среды, использованию современных материалов при изготовлении модулей. Поэтому одно из направлений нашей работы – модернизация детской мебели и преобразование ее в современные модули или модернизация имеющихся модулей с вкраплением и дополнением: полками, дверцами, сюжетными маркерами и т. д. Такой подход дает возможность изменить предметно – развивающую среду.

Для нас предметно игровая среда – это прежде всего свобода выбора ребенком места игры, ее содержания, игрового материала как фактор, побуждающего, направляющего и развивающего игровую деятельность. В понятие предметно – развивающей среды мы включаем отношения, которые складываются у ребенка со взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности.

Все научно – практические подходы к построению предметно – развивающей среды и ее роли сходятся на том, что во взаимодействии ребенка со средой можно выделить два самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение через различные виды деятельности.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Развитие ребёнка, его познавательная направленность, умственные способности зависят от многих факторов, в том числе от предметно-пространственного.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Моя предметно-развивающая средаМоя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда .

Предметно-развивающая среда группыПредметно-развивающая среда группы Коллеги, хочу представить вашему вниманию фотоотчет нашей предметно-развивающей среды. 1. Уголок природы, который оснащен дидактическими.

Предметно-развивающая среда на участкеПредметно-развивающая среда на участке Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Начинается учебный год. Конечно, каждому педагогу хотелось бы видеть свою группу уютной, красивой, грамотно оснащённой. К оформлению групповых.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ В нашей детском саду каждый воспитатель старается сделать все, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность пребывания детей в детском.

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОСПредметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в ДОУ
Опубликовано: 15 марта 2023 в 19:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-развивающая среда в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Малышева (УИ 387242) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД