Папки-передвижки

Предметно-развивающая среда группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Елена Чарушникова
Предметно-развивающая среда группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Преступив к формированию предметно-развивающей среды, мы еще раз изучили документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Ознакомились с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Мы решили, что традиционное зонирование с отдельной стабильной учебной зоной, не годится. Исходя из того, что многие материалы полифункциональны - могут использоваться и для исследовательской, и для продуктивной, и для игровой деятельности, пространство группового помещения так же стало полифункциональным. Мы разделили пространство группового помещения на три сектора:

1. Сектор спокойной деятельности -20%;

Публикация «Предметно-развивающая среда группы в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах

2. Сектор активной деятельности -50%;

3. Рабочий сектор -30%.

Все части пространства в зависимости от конкретных задач, обладают возможностью меняться, трансформироваться, для этого мы используем мягкие модули, легкие ширмы, стулья,легкие столы, переносные доски. Пространство слало живым, «пульсирующим», что очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции детей «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединятся к их деятельности.

Особое внимание мы уделили устройству рабочего сектора. Исходя из того, что модель образовательного пространства предполагает партнерскую форму совместной деятельности взрослого и детей, мы превратили стабильную учебную зону в трансформирующееся рабочее пространство. В зависимости от поставленных задач, оно с легкостью превращается:

-в «мастерскую» для занятий продуктивной деятельностью,

-в «лабораторию» для занятий познавательно-исследовательской деятельности и

-в место для самостоятельной деятельности детей, благодаря разному расположению столов.

Каждый сектор пространства теперь располагает детей к нескольким видам деятельности в зависимости от времени и ситуации. Для того, чтобы каждая часть пространства эффективно работала, мы определенным образом разместили материалы.

Мы учим детей организовывать свое пространство в группе для совместной активной деятельности, учим находить место для индивидуальной спокойной деятельности, если необходимо для уединения. Для этого в группе у нас есть разделители пространства –это ширмы заборчики, коврики. У нас есть маркеры, которыми дети активно пользуются, для обозначения своего пространства.

Так мы поработали над принципами полифункциональности и трансформируемости предметно-развивающей среды в нашей группе.

Принцип вариативности развивающей среды тоже работает в нашей группе. Он включает в себя отражение сезонных изменений. Согласно времени года в групповой комнате выставляются картины с пейзажами, куклы в одежде, в книжном центре — книги по сезону, подбираются сезонные картинки,выставляются мнемотаблицы с приметами времен года, мнемотаблицы для разучивания стихотворений.

В развивающей среде группы находят отражение общественные события. Например: оформлялась полочка «Олимпиады».

В центрах меняется материал в зависимости от темы недели. Оформлены полки, на которых выставляются книги по теме, картины, альбомы ведется подбор дидактических игр. Материал в центрах подбирается не только в соответствии с текущей темой,но и с последующей, оставляется частично для повторения с предыдущей темы. Объекты среды включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат. Объекты отражают культурно –художественные региональные традиции: репродукции картин,иллюстрации, фотографии. альбомы о театрах, о достопримечательностях города Перми.

Объекты отражают климатогеографические особенности природы, историю родного края. В группе представлены материалы в соответствии с приоритетным направлением МАДОУ - художественно –эстетическим.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Материалы расположены в удобных и доступных для детей местах. Учитывается равномерная наполняемость центров. Каждый центр имеет свой маркер, дети знают названия всех центров.

Предметно-развивающая среда структурируется и наполняется в соответствии с рекомендациями программы «Детство».

В каждом секторе располагаются свои центры.

Сектор активной деятельности

-Центр «Здоровья»

-Центр сюжетной игр

-Театральный центр

-Центр конструирования

-Музыкальный центр

Сектор спокойной деятельности

-Центр краеведения

-книжный центр

«Уголок уединения»

Рабочий сектор

-математический центр

-грамоты и развития речи

-центр творчества

Принцип насыщенности.

Как мы уже говорили, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом в нашей группе. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр и инсценировок.

В центрах имеются схемы,модели, мнемотаблицы объясняющие «как делать», побуждающие к активной деятельности детей. Алгоритмы выполнения разных видов деятельности от задумки до результата в рисовании, лепки, игре, конструировании оригамме ит. д. Есть варианты для девочек и мальчиков.

В центре уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

В группе есть индивидуальные лоточки у каждого ребенка, где храниться его портфолио, личные вещи. На шкафчиках в раздевалке у каждого ребенка имеются «звездочки успеха».В групповой комната есть стенд «Наши чемпионы» где выставляются награды детей.

В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей на возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

На специально выделенных полках воспитанники имеют возможность разместить продукты детской деятельности. Дети создают в групповых комнатах игровые пространства; конструируют, рисуют, лепят, играют, используя при этом имеющиеся схемы, символическое обозначение последовательности действий, правил игры и пр.

Создавая развивающую среду в группе мы учитывали и половые различия, предоставляя возможность, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

В групповых комнатах имеются развивающие и дидактические игры, книги, подобранные с учетом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек, и аналогично – для мальчиков. Девочки больше любят проводить время в центрах сюжетно – ролевой игры, уголках ряжения; мальчики – на коврах для машинок, в центрах двигательной активности.

. Для развития творческого замысла в игре девочкам требуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Исходя из этого мы сделали «сундучки для мальчиков», «сундучки для девочек». Туда положили «подручные» материалы веревки, коробочки, проволочки, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Нами сделаны схемы, алгоритмы для сюжетно ролевых игр, которыми дети активно пользуются. В схемах подобраны картинки :во что ты будешь играть, что нужно для игры, какие действия можно выполнять,и результат. У нас в группе очень много дидактических игр с правилами, дети этого возраста очень любят их.

Так как у нас подготовительная группа в нашей среде есть различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании центров старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Поэтому у нас много детских энциклопедий, иллюстрированных изданий о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. В центре экспериментирования есть алгоритмы выполнения опытов, фиксационные карты, в которых ребенок может отразить свой результат.

В раздевалке создан родительский уголок, выставка детских творческих работ и др. Для родителей ежедневно выставляются результаты деятельности детей,с доступным описанием целей этой деятельности.

Исходя из этого, мы можем сказать, что принцип насыщенности тоже работает.

Создавая развивающую среду,мы большое внимание уделяли и принципу безопасности и доступности.

Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в групповой комнате отвечает требованиям техники безопасности, позволяет воспитанникам свободно перемещаться в пространстве. Все материалы, пособия, игрушки, находятся в прямом доступе для детей. Мебель и прочее оборудование отвечает санитарно – гигиеническим требованиям (соразмерно росту ребенка) и физиологии воспитанников (центры детской активности организованы так, что самим расположением развивающей среды определяется положение ребенка, он может располагаться в ней, сидя на стульчиках, на полу, стоя у мольберта и пр.) Соблюден световой режим в группах. Центр для организованной деятельности расположен у окон, где свет падает слева и сзади.

Таким образом, мы пришли к выводу что:

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Публикации по теме:

«Среда обитания в ДОУ»«Среда обитания в ДОУ» На первом шагесоздания "Среды обитания в ДОУ" мы обращаемся к изучению нормативных документов, методической литературы и учебно- методических.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Опубликовано: 27 октября 2014 в 17:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД