Получи документы

Предметно-развивающая среда в ГКП

Татьяна Куксова
Предметно-развивающая среда в ГКП

В наше время наблюдается повышенный интерес к обновлению предметной развивающей среды в различных возрастных группах детского сада.

Можно выделить десять типичных пространственных зон: бытовое пространство (коридор, туалет, спальная зона, игровая зона (кукольный, транспортный, строительный, рабочая зона, познавательный центр (дидактический уголок, книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный и театрализованная зона («ряженье»)

Публикация «Предметно-развивающая среда в ГКП» размещена в разделах

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

В современных дошкольных образовательных учреждениях разного вида в большинстве случаев устройство группового помещения напоминает школьную классную комнату. Чаще всего это характерно для групп детей старшего дошкольного возраста, где четко выделена «учебная зона», с классической расстановкой столов, и «игровая зона», занимающая пространство по периметру ковра. Остальные зоны располагаются возле свободных стеновых проемов либо на подвесных полках и стеллажах.

Как уже было отмечено, большую часть времени дети проводят в групповой комнате, где они занимаются с воспитателем или просто играют. Здесь также выделяют:

• место для рисования в свободное время;

• пространство для учебной познавательной деятельности;

• оборудование для конструирования;.

• набор детской мебели для организации сюжетно - ролевых

игр;

• бытовое пространство (коридор, туалет, спальная зона);

• игровой уголок (кукольный, транспортный, строительный);

• рабочая зона;

• уголок для чтения книг;

• природный уголок;

• место для спортивного оборудования;

• музыкальный уголок;

• театрализованная зона («ряженье», наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранных материалов и оборудования.

Большое внимание в детском саду уделяется освещению групповых комнат, ведь помимо физиологического, оно имеет и психологическое значение. Освещение может быть разным. Например, для чтения сказок нужна особая, уютная атмосфера задушевности, настраивающая на волшебство. Создать ее помогают слабый желтый свет и свободное, комфортное расположение рассказчика и слушателей. Иными словами, светом можно управлять в зависимости от того, чем занимаются дети.

Большую часть групповых комнат занимает оборудование для игры и конструирования. Платяной шкаф с одеждой для переодевания («ряженья») и для кукол. Буфет соответствующего размера, где хранится столовая и чайная посуда. Набор мягкой мебели, цвет которой должен соответствовать цветовому решению интерьера групповой или спальной комнаты. Как только воспитатели заметят, что дети стали реже пользоваться мебелью и предложенными игрушками, необходимо производить перестановку.

Дошкольники обязательно должны двигаться, для этого они широко используют спортивное оборудование.

В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно - печатных игр, мозаик, кубиков, дидактических игр. Они дают возможность воспитателю решать определенные педагогические задачи через игру. Подобная предметная среда - прекрасное условие для формирования таких качеств, как умение выбирать нужный материал, продумывать последовательность своих действий, четко и понятно рассказывать о своих замыслах воспитателю и сверстникам.

Увлечение детей конструированием нужно активно использовать, чтобы научить их планировать свои действия в пространстве и во времени, настойчиво преодолевать затруднения, качественно выполнять операции по сборке, проверять промежуточные результаты и устранять ошибки. Наблюдения показывают, что в результате такого подхода к конструированию дошкольники становятся более целеустремленными, организованными, учатся преодолевать трудности и действуют сообща.

Комфортное место для игр, возможность уединиться, когда в этом есть потребность, способствуют созданию положительного эмоционального фона в группе, налаживанию дружеских отношений между детьми.

В групповых помещениях необходимо поддерживать определенную аудиосреду, на которую пока еще в целом обращается мало внимания. Важно стараться сохранить подходящий шумовой фон, учить детей разговаривать без напряжения, спокойно, не мешая другим. Тогда у дошкольников вырабатывается привычка на занятиях говорить четко и достаточно громко, отвечать на вопросы, делиться информацией с окружающими. Очень важно научить ребенка слушать окружающих.

Необходимо научить дошкольников слушать тишину: в группе, в детском саду, тишину утра, вечера, тихого часа. Поскольку полной тишины не бывает, дети постепенно начинают различать разные звуки и пробуют определить их источники. Когда они играют или занимаются самостоятельно, можно ненадолго (обычно на 10-15 минут) включить тихую, спокойную музыку.

Дошкольники постарше могут слушать аудиосказки, а иногда, играя «в концерт», использовать фонотеку для имитации эстрадных исполнителей. Так, благодаря наличию в группе переносного магнитофона и фонотеки появляются самодеятельные детские номера и постановки.

В раздевалке необходимо предусмотреть место для хранения выносных игрушек. Там же выделить специальные уголки со стендами, ширмочками, папками - передвижками, подставками с детскими работами и информацией о том, чем занимаются их дети на занятиях.

Особую ценность представляют макеты, модели, иллюстрации, дидактические игры, созданные руками педагогов.

Среда развития ребенка в детском саду - это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к обучению в школе, но самое главное - «среда обитания» ребенка дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.

Таким образом, актуальные интересы и предпочтения детей 5-7 лет отличаются от интересов младших дошкольников; следовательно, насыщение группового пространства должно существенно меняться. Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста предполагает иную организацию предметно - пространственной среды. Материалы и пособия должны быть доступны детям, функциональны, обеспечивать необходимые условия для самореализации детей с разным уровнем развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Развитие ребёнка, его познавательная направленность, умственные способности зависят от многих факторов, в том числе от предметно-пространственного.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Моя предметно-развивающая средаМоя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда в ГКП
Опубликовано: 25 марта 2024 в 00:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД