Ольга Мальцева
Предметно-развивающая среда в группах детского сада по ОБЖ детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Задачи взрослых (педагогов и родителей) состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями.
Именно поэтому в ДОУ была использована работа по рабочей программе «ОБЖ»
Публикация «Предметно-развивающая среда в группах детского сада по ОБЖ детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Начиная со второй младшей группы проводились занятия один раз в неделю по следующим разделам:
1. «Ребенок и другие люди»
2. «Ребенок и природа»
3. «Ребенок дома»
4. «Здоровье ребенка»
5. «Эмоциональное благополучие ребенка»
6. «Ребенок на улице»
Для более эффективного усвоения знаний по основам безопасности жизнедеятельности в каждой возрастной группе должна быть создана предметно- развивающая среда основанная на разделы образовательной примерной программы Н. Вераксы «От рождения до школы» по следующим разделам:
1. «Бережем свое здоровье»
2. «Безопасный отдых на природе»
3. «Безопасность на дорогах» (уголки по ПДД)
4. «Безопасность собственной жизнедеятельности»
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
1. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ.
- Плакаты, папки – передвижки по воспитанию правил гигиены.
- Сюжетно –ролевая игра «Больница»
2. БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ.
-Предметные и сюжетные картинки и с изображением представителей растительного и животного мира, а также явлениями неживой природы (дождь, снег, солнце, ветер) по сезонам.
- иллюстрации с изображением правил поведения в природе.
- Д/игры
3. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ (ПДД)
- макет «Дорога»
- набор мягких модулей (крупного строителя)
- рули
- машины (виды грузового и легкового транспорта)
- светофор
- сюжетные картинки по правилам поведения на дороге
- сюжетно – ролевая игра «Автобус», «Шоферы».
- Дидактические игры.
4. БЕЗОПАСНОСТЬ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Набор предметных картинок с изображением электроприборов
-Сюжетные картинки с правилами игры с мелкими предметами
- Иллюстрации по правилам безопасного поведения в играх (по сезонам)
- Д/игры.
5. Подбор художественной литературы по разделам в соответствии с программой «От рождения до школы», мультфильмы, аудио и видео материалы.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
1. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ
- Плакаты «Части тела»
- Сюжетные картинки «Режим дня дошкольника», «Правильное питание» «Закаливание»
- Сюжетно – ролевая игра «Больница» (педиатр, окулист)
- Д/ игры.
2. БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ
- Предметные и сюжетные картинки с изображением животного и растительного мира, а также неживой природы (дождь, снег, ветер, солнце, радуга) по сезонам.
- Плакаты «Правила поведения в природе»
- Наборы картинок «Опасные насекомые», «Ядовитые растения», «Лекарственные растения».
- Д/ игры «Съедобное – несъедобное», «С какой ветки детки». «Что лишнее?»
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ (ПДД)
- макет «Дорога», пешеходный переход.
- набор мягких модулей (крупного строителя)
- машины (грузового, легкового, пассажирского транспорта)
- Светофор
- Дорожные знаки
- рули
-жезл, свисток,
- кепка ДПС.
- Сюжетно ролевая игра «Шоферы».
- Д/ игры.
4. БЕЗОПАСНОСТЬ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Подбор сюжетных картинок для рассматривания безопасного поведения во время игр (по сезонам)
- Набор картинок с изображением электроприборов
- Сюжетные картинки «Правила поведения с незнакомыми людьми» плакаты,
- Набор сюжетных картинок по правилам противопожарного поведения
- Д/ игры.
5. Подбор художественной литературы по разделам, мультфильмы, аудио и видео материалы.
СТАРШАЯ ГРУППА.
1. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ
- Иллюстрации по теме «Спорт – Здоровье»
- Плакаты «Части тела»
- Плакаты «Правила гигиены» «Режим дошкольника» «Витамины»
- Сюжетно – ролевая игра «Больница»
- Д/ игры.
- Рисунки детей
2. БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ
- Наборы предметных и сюжетных картинок животный и растительный мир, явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, гололед) по сезонам.
- плакаты: «Правила поведения в природе».
- Плакаты «Первая помощь при укусах», «Первая помощь при ушибах»
- Наборы картинок «Опасные насекомые», «Ядовитые растения» «Лекарственные растения»
- Д/ игры.
-Рисунки детей
3. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ (ПДД)
- макет «Дорога» пешеходный переход, «Зебра»
- набор мягких модулей
- жезл, свисток, рули.
- Светофор, дорожные знаки, кепка ДПС, костюмы.
- машины (виды транспорта) + специальный транспорт.
- Настольно – печатные игры.
- плакаты
- Д/ игры.
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в автобусе»
- Рисунки детей.
4. БЕЗОПАСНОСТЬ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Подбор сюжетных картинок о правилах поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, санках, ледянках, коньках и др)
- Иллюстрации по теме «Безопасность в быту»
-Наборы картинок с изображением пожароопасных предметов
- Дидактическое пособие «Причины пожара»
- Сюжетные картинки «Один дома» «Правила поведения с незнакомыми людьми дома, на улице»
-Д/ игры.
- Рисунки детей.
5. Подбор художественной литературы по данным разделам в соответствии с программой аудио и видео материалы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
1. БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ
- К старшей группе добавляется :
- Плакаты по правилам поведения в природе (расширенные).
- Предметные и сюжетные картинки о явлениях в природе (гром, молния, радуга, ураган, гололед, метель, вьюга, и т. д.) по сезонам.
- Д/ игры
2. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ (ПДД)
- К старшей группе добавляется :
- макет- маршрут «Дом – детский сад»
- книжки – самоделки
3. БЕЗОПАСНОСТЬ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- К старшей группе добавляется :
- Картинки о работе МЧС
- Плакаты «Потерялся», «Заблудился»
Таким образом, создавая предметно – развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы участников воспитательно- образовательного процесса, среду дошкольного учреждения и особенности каждой возрастной группы, на которую направлена данная среда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы»
Издательство «Мозаика – Синтез», Москва 2014 год
2. О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников»
Издательство «Учитель» Воронеж 2008 год
3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»
«Детство- Пресс», Санкт – Петербург 2004 год