Марина Хохлачева
Предметно — развивающая среда в моей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Предметно — развивающая среда в моей группе,» размещена в разделах
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-пространственной среде.
В организации предметно-развивающей среды своей группы всегда стремилась придерживаться принципов, которые позволяют оставаться ей составной частью развивающей среды дошкольного детства. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность, поэтому стараюсь тщательно подбирать содержимое предметного окружения детей.
Придерживаюсь основных направлений при проектировании предметно – развивающей среды :
- всестороннее развитие детей;
- психологический и физический комфорт детей и взрослых.
При создании предметной среды группы не ставлю основной задачей сделать ее красивой. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, каждый раз решаю заново.
Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он обычно обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Работая над проектом о гендерной социализации детей, убедилась, что гендерное неравенство, ограничивающее мальчишеские игры, в детсадовской среде присутствует изначально.
Эти особенности стараюсь учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает.
Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им стараюсь создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Интерьер группы составляю соответственно возрастному и половому составу детей. Оборудование группы ориентирую на детей каждой возрастной группы.
Но все новации в использовании мебели и оборудования в группе стремлюсь подчинять «общему» принципу: они должны быть безопасны и надежны.
Использование указанных выше принципов в практике обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для детей разного возраста. Ее особенность – в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя, не только защищено, но и комфортно. А окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни.
Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Добиваюсь этого с помощью зонирования групповой комнаты.
Некоторые зоны отделяю предметами игровой мебели. Например, зону сюжетных игр отделяю от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В групповом помещении присутствуют зоны для следующих форм активности:
- приема пищи и занятий;
- развития движений;
- сюжетных игр;
- игр со строительным материалом;
- игр с машинками;
- изобразительной деятельности;
- чтения и рассматривания иллюстраций;
- игр с песком и водой (в группах раннего возраста);
- отдыха;
- уголок природы.
В спальне (по возможности) оборудую уголок для «отдыха», спортивный уголок.
Стараюсь, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр. В отдельном месте хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Время от времени рассматриваем их вместе с детьми.
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды побуждает малышей к преобразованию, к исследованию нового. Слежу, чтобы в группе присутствовали легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые зоны и уголки (ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и т. д.). Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры, в которых могут играть все желающие. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Элементы каждой зоны также стараюсь периодически менять. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Наряду с игрушками для сюжетной игры, предоставляю детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Считаю, что внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у детей свободы, инициативности, творческого воображения.
Итак, в своей работе стремлюсь, чтобы окружающая среда являлась развивающей, помогала ребенку осваивать генетические задачи возраста – вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу беру как ее содержательную, так и эстетическую стороны.
Таким образом, работая в детском саду, стремлюсь окружающую среду рассматривать как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровней активности. Создаю предметно-развивающая среду с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструирую так, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. При подборе дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитываю особенности разного уровня развития детей и помогаю осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка. Считаю, что многолетний педагогический опыт позволяет мне добиваться поставленных целей. Дети в моей группе активны, любознательны, инициативны. А самое главное, находясь в группе, испытывают эмоциональный комфорт.