Шапкина София
Предметно-развивающее пространство в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому при организации такой среды мы постарались учесть её соответствие санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть учли требования к функциональным помещениям группы, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям.
Публикация «Предметно-развивающее пространство в старшей группе» размещена в разделах
Согласно федеральным государственным требованиям весь воспитательно – образовательный процесс в ДОУ должен осуществляться через разные образовательные области каждая образовательная область имеет свои цели и задачи.
Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. В связи с этим, вместе с родителями мы постарались создать в нашей группе предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
Давайте познакомимся
Наша группа старшая №1. В ней живут 12 девочек и 10 мальчиков.
Наша группа начинается с групповой раздевалки. При входе вы обратите внимание на то, что групповая раздевалка оформлена по домашнему уютно в тёплых тонах, здесь же находится информационный уголок, в который помещаются советы, рекомендации воспитателя, педагога -психолога, музыкального руководителя, медицинских работников на специальные темы, информацию о режиме дня, наших занятиях, меню. Так же в раздевальной комнате у нас оформляются тематические стенды с фотографиями на разные темы.
Групповая комната — это то пространство, в котором ребёнок проводит большую часть дня, поэтому постарались создать оптимальные условия предметно - развивающей среды в группе. Всё групповое пространство разделено на центры,
которые доступны детям. Центры расположены мозаично, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и тоже время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физической культурой, музыкой, художественным творчеством, экспериментированием, инсценированием сказок.
- Спортивный центр по подготовке космонавтов.
Реализовывать задачи в образовательной области «Физическая культура» в старшей группе № 1 помогает наличие спортивного комплекса с навесными снарядами: веревочная лестница, канат, кольца.
Индивидуально-диффренцированый подход при занятии на этих снарядах осуществляется с помощью специальной разметки (маркировка цветной изолентой).
Гендерный подход в физическом воспитании детей осуществляется с помощью специально подобранного спортивного оборудования и инвентаря.
Для девочек- гимнастические ленты, красивые шифоновые шарфы, цветные помпоны, нарукавники- воланы, магнитофон с записями музыки для выполнения танцевальных движений.
Для мальчиков -разноцветные ладошки на полу для отжимания (по рекомендациям А. А. Чеменевой, гантели разного
веса, эспандеры (резиновые жгуты).
Для ОРУ- гимнастические палки, гантели, скакалки, кубики.
В соответствии с требованиями программы «Детство» в старшем дошкольном возрасте начинается обучение детей играм с элементами спорта. С этой целью в спортивный центр помещается специальное оборудование для закрепления полученных навыков на занятиях, а так же для творческих заданий (бадминтонные и теннисные ракетки, воланы, теннисные мячики, летающие тарелки, кольца серсо).
В центре располагаются графические модели движений и упражнений, схематические правила игр, варианты использования пособий и оборудования. Нетрадиционное спортивное оборудование.
Область «Здоровья» - «стена осанки» (по рекомендациям А. А. Чеменевой, выполненная в форме «Ракеты» с обозначением точек касания тела и места постановки стоп. С целью профилактики нарушений осанки и плоскостопия имеются массажеры разного вида, массажные коврики. Игры-тренажеры для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Оборудование для закаливания методом воздушных ванн и ходьбой по «тропе здоровья». Кварцевые лампы нового поколения с датчиком движения.
- Особое внимание занимает в группе «Центр безопасности».
Это плакаты, альбомы, дидактические игры, которые способствуют :
* формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
* приобщению к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
* передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
* формированию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- «Человек в истории и культуре» Решает задачи образовательной области «Социализация» направленной на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Макет деревенской избы и деревенской улицы - наглядность этого материала помогает детям знакомиться с бытом предков,их традициями. Разные виды альбомов, игр, подборок из детских журналов позволяют детям знакомиться с историей нашего города.
- Образовательную область «Музыка» представляет центр музыки,
который способствует развитию музыкально-художественной деятельности,
приобщению к музыкальному искусству.
Представлен материал по 3 блокам:
*восприятия музыки (музыкальный центр с кассетами и дисками с записями песен разных композиторов, музыкальные сказки; музыкально – дидактические игры для моделирования,
музыкальные игрушки);
*воспроизведение музыки (различные музыкальные инструменты, музыкально–дидактический материал для моделирования танца, песни)
*музыкально – творческая деятельность (игрушки-самоделки – они направлены на развитие восприятия, на развитие тембра, для передачи ритма)
- Центр природы. Центр детского экспериментирования. Уход за комнатными растениями, посадками, ведение календарей, изготовление макетов позволяют знакомить с миром животных и растений формировать положительное отношение к труду. Знакомятся с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупы, магниты, весы и т. д)
Образовательную область «Художественное творчество» представляет : -Центр художественной деятельности. Содержание направлено на
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
* Восприятие: папка «Живопись», иллюстрации, репродукции, изделия народного промосла, альбомы, шаблоны;
* Дидактические игры на цвет и форму, «Сложи пейзаж», динамические таблицы;
*Материал для рисования, лепки, аппликации и конструирования.
С младшего возраста у детей стараюсь развивать творческие способности через использование нетрадиционной техники работы с пластилином и бумагой. Дети с удовольствием лепят, изготовляют поделки в технике квиллинг, оригами, которые украшают группу, групповую раздевалку.
Образовательные области «Познание», «Коммуникация»представляет :
- Центр познания (развивающий центр).
решает задачи интеллектуального развитию детей, развития их познавательных интересов,овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Детям нравится в свободное время играть с настольными дидактическими играми, развивающими играми типа «Палочки
Кьюзенера», «Танграм» и т. д Мозаики и пазлы способствуют развитию
мелкой моторики рук. Дети нашей группы любят играть в шашки, унас представлены 3 вида шашек : настольные, напольные, магнитные.
Проводятся шашечные турниры.
- Конструкторский центр:представлен разными видами конструкоров и макетов для моделирования игровых ситуаций.
При входе в спальную, дети проходят, соприкасаясь через сенсорно - разноцветный ленточный душ - ощущая его своим телом, тактильно - какой он мягкий, нежный и лёгкий, создаёт заряд положительных эмоций.
В спальной также представлены :
- Центр драматизации и театральной деятельности, который привлекает детей своим многообразие и яркостью (разные виды театров, в том числе изготовленные совместно с детьми). Здесь же находится и книжный уголок. Содержание данного центра направлено на решение задач образовательных областей «Художественное творчество»,
«Художественная литература» :
* приобщение детей к словесному искусству;
* развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
* формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
- Для девочек создан «райский уголок», в котором они могут проявить себя в разных ролях, при желании мальчики также включаются в их игры.
Созданное нами предметно-развивающее пространство позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Таким образом оптимальные условия созданные в группе способствуют разностороннему развитию наших воспитанников. Эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.