Наталья Чудинова
Предметно-развивающий мир чудес и превращений в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающий мир чудес и превращений в группе раннего возраста
В нашем детском саду на группе раннего возраста работают опытные, творческие воспитатели Старикова А. И. ,Лакурина Е. В., которые много внимая уделяют созданию предметно - развивающей среды. Хочу представить Вашему вниманию экскурсию по группе раннего возраста.
Публикация «Предметно-развивающий мир чудес и превращений в группе раннего возраста» размещена в разделах
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Модель среды нашей группы основывается на двух принципах:
1. Детский сад - это второй дом для детей, в котором, им должно быть уютно и радостно;
2. Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.
Анализируя программу для детей раннего возраста размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно, больше уделить внимания развитию сенсорных навыков.
Нам хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки.
Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой приёмной. Поэтому мы постарались создать домашний уют уже в приёмной для более комфортной встречи детей.
Среда развития ребенка в детском саду это не только набор уголков и зон, где происходит процесс к дальнейшему развитию это - «среда обитания» ребенка дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы.
Развивающая среда может быть построена, основываясь на модель образовательного процесса – это специально-организационная деятельность, предметно-пространственная и духовно-нравственная.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой, этого мы стараемся достичь и в нашей группе.
На диване для отдыха в зоне уединения детей, которая позволяет малышам отдохнуть и расслабиться, ждут любимые мягкие игрушки, которые несут в себе и обучающие функции направленные на закрепление основных цветов, развитие мелкой моторики пальцев. Есть у детей и весёлые подушки-подружки, валики. Наши дети используют их и для отдыха, и для дидактических игр, например «Волшебные черепашки», «Божья коровка», «Помоги одеться мишке».
В нашей группе устранены границы между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.
При создании развивающей среды, мы стараемся учитывать и уважать мнения самих детей. Представления взрослых об удобстве, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребёнка об этом.
Предметы обстановки группы мы подбираем таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира.
С этой целью мы украсили центральную стену нашей группы. Теперь, каждый день, несмотря на настроение, погоду за окном нас встречает весёлое солнышко с красивым летним пейзажем. При рассказывании стихов потешек, мы регулярно обращаем внимание детей на панно, на котором изображено солнышко, облака, деревья, домик. Пейзаж на стене меняется вместе с природными изменениями времён года.
При создании развивающей среды, мы большое внимание уделяем оздоравлению детей. В группе имеется физкультурный уголок с достаточным количеством пособий, выполненных своими руками. Это дорожки для профилактики плоскостопия и совершенствования навыков ходьбы, различные барьерчики, ящики для перешагивания, ленточки, погремушки для общеразвивающих упражнений с предметами, мячи разных размеров, цветов, с различной поверхностью для обогащения сенсорного опыта и массажного эффекта, разноцветные кегли для ходьбы змейкой и ориентиров для игр. Все эти пособия очень хорошо используется детьми на занятиях и в подвижных играх, например «Потягушка», «Кто выше», «Поймай бабочку», «Перешагни гусеницу», «Обеги змейку».
Для развития мелкой моторики рук у нас имеются специальные дидактические игрушки, пособия. С этой же целью мы включаем в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм, цветов и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Для маленького ребёнка игрушкой служит всякая вещь, стоимость её при этом далеко не самый важный показатель полезности. Так, мы решили изготовить из пустых пластиковых бутылок и коробок развивающие игрушки: «Волшебные камешки», «Осенние листочки», «Шишки для белочки», «Цветные бутылочки», «Крупяной бассейн». Содержимое баночек, коробочек, бутылочек в этих играх самое разнообразное: камушки, листочки, цветные пуговицы, бусины, крупа, шишки, жёлуди, ткань, пенопласт, вода разных цветов и т. д.
Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте. Для развё ртывания этой деятельности у нас имеются необходимые материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки трубочки и т. д.
Поэтому мы в нашей группе организовали центр воды и песка, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать песок через ситечко и т. д. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности заняться любимым делом. Для этого пространство группы было преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры». Развивающие уголки расположены так, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти, найти себе занятие по душе.
Мир маленького ребенка это мир отдельных реальных предметов и объектов. А познаёт малыш этот мир, исследуя его и экспериментируя. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.
Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки.
Для этого в нашей группе создан музыкальный уголок с различными звучащимися, гремящимися игрушками. Предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий.
Эмоциональные реакции двухлетних детей это одновременно и первые проявления их отношения к окружающему миру. Таким образом, организуя жизнь своих малышей, мы стараемся накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия ребенком окружающей действительности.
Через игрушки, изображающие живые существа (куклы, мы — воспитатели стараемся заложить детям сочувственное отношение к ним, как если бы они действительно были живыми. Для этой цели в группе создан прекрасный кукольный уголок и уголок ряжения.
Отношение к куклам включает целую гамму чувств: заботы, сострадания, жалости, желания помогать и т. п.
Играя в кукольном уголке и уголке ряжения с детьми, мы продолжаем знакомить малышей с сенсорными эталонами (цветные бусы, шампунь на столе, соответствующего цвета инвентарь, одежда).
Опыт работы нашей группы свидетельствует : многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Мы работаем с детьми раннего возраста. Наша основная задача — конечно же, помочь им справиться с трудностями привыкания к новой среде. Поэтому, прежде всего, мы стараемся организовать окружающее пространство группы так, чтобы у детей формировалось положительное отношение к детскому саду.
Для познавательного развития детей для эффекта положительных эмоций, мы используем в своей работе подвесные крестовины, на них вывешиваем материал с изображением предметов по цвету, величине, форме, а так же материал согласно возраста у нас накоплены наборы картинок для крестовин по следующим темам: транспорт, посуда, овощи, фрукты, зима, разноцветные снежинки и бабочки, зонтики и грибочки основных цветов.
Что же может отвлечь малыша при расставании с родителями?
Красочный сенсорный уголок, где каждый ребенок может выбрать интересную игру; разложить цветы, кубы, флажки по цвету. Подобрать пазл по величине, разложить шарики, собрать пирамидку, прокатить бусинки по лабиринту.
На стене группы около сенсорного уголка мы расположили яркое панно, с чудесным садом, где ребёнок может выкладывать предметы-вкладыши с цветами, фруктами и животными. Также можно поиграть с великолепной игрой «Развивающий центр», которая состоит из пирамидок, колокольчиков, рамок-вкладышей, матрёшек, разноцветных шариков и горки для них, лабиринтов.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Такая деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Большую помощь в создании развивающей среды группы, нам оказывают родители. Мы стараемся общими усилиями создать для наших детей необходимые условия для их полноценного развития. Стремимся к тому, чтобы ребенок с удовольствием шел в детский сад и чувствовал себя в группе, как дома. Родители всегда приходят нам на помощь. Для изготовления ларчиков они приносили коробочки. Для изготовления секретов – различный бросовый материал. Помогали подбирать иллюстрации. К прекрасному результату мы пришли вместе с родителями воспитанников.
Когда мы видим в глазах детей радость, благодарность, то получаем такой энергетический заряд, что просто не можем остановить полет творчества и продолжаем радовать своих курносиков все новыми и новыми сюрпризами.
Презентация Экскурсия по группе здесь