Елена Леонова
Представление опыта работы «Чтобы четко говорить, нужно с пальчиком дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Леонова Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №16 общеразвивающего вида», хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы по теме : «Чтобы четко говорить, нужно с пальчиком дружить».
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложится без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Представление опыта работы „Чтобы четко говорить, нужно с пальчиком дружить“» размещена в разделах
Свою работу по развитию мелкой моторики рук я начинаю проводитьс детьми второй группы раннего возраста. В группу приходят дети «домашние», у многих ещё не сформированы навыки самообслуживания, которые быстрее формируются при развитии у ребенка общей и мелкой моторики. Как правило, мелкая моторика у таких детей развита плохо: пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой и т. д.
Я считаю, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Поэтому, выбранная мною тема по самообразованию «Чтобы четко говорить, нужно с пальчиком дружить» является постоянно актуальной, она имеет огромное значение во всестороннем развитии моих воспитанников. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями (законными представителями, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Цель моей работы :развивать речь дошкольников через упражнения для мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность рук детей посредством пальчиковой гимнастики, массажа.
2. Сочетать пальчиковые игры с речевой деятельностью детей.
3. Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования.
4. Обогатить предметно – развивающую среду, способствующую
всестороннему развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук.
5. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр.
Для успешного решения этих задач я подобрала и изучила печатную методическую литературу (И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики» и др., а также интернет ресурсы.
Для реализации своей цели в группе создана необходимая предметно-развивающая среда. Приобретены игрыи пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, пирамиды, вкладыши и др. Также имеются игры, изготовленные самостоятельно и с помощью родителей: бизиборд «Развивай-ка!», «Веселые прищепки», «Цветные палочки», «Зверята» и др.
Свою работу я организовала через совместную и индивидуальную работу с детьми и родителями. Работу с детьми по развитию мелкой моторики рук я провожу ежедневно во всех видах организованной образовательной деятельности и в ходе режимных моментов в течение 5 - 7 минут, учитывая индивидуальные особенности детей.
Использую разнообразные игры и виды деятельности:
1. Игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»).
2. Конструкторы, мозаики.
3. Пальчиковую гимнастику.
4. Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, спички, мелкие предметы, игрушки).
5. Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
6. Игры с нитками (наматывание клубков).
7. Работа с бумагой (складывание, обрывание).
8. Использование системы Су –Джок.
9. Работа с различными семенами:сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
10. Массаж взрослым кистей рук детей с использование стихотворений.
11. Игры на координацию движений.
12. Самомассаж с использованием различных предметов (массажные мячики, карандаши, семена).
13. Рисование, с использованием нетрадиционных техник – рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой и др.
По теме самообразования я провела следующую работу с родителями :
- распространилапамятки: «Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком», «Это полезно знать!»;
- оформила папки – передвижки:«Чтобы четко говорить, нужно с пальчиком дружить», «Пальчики рассказывают сказку», «Игры на кухне»;
- провела с родителями консультации «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка»;
- рекомендовала мои персональные страницы на международном образовательном порталеMAAM. RUв социальной сети работников образования nsportal.ru;
- привлекала родителей к обновлению предметно развивающей среды новыми играми и пособиями;
- организовала изготовление родителями совместно с детьми поделок для тематических выставок.
В ходе работы по теме «Чтобы четко говорить, нужно с пальчиком дружить» я делилась своими находками с педагогами детского сада. Проводила консультации: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Пальчики рассказывают сказку», мастер-класс «Игровой массаж для дошкольников».
В результате,проделанная мной работа привела к укреплению и развитию мелкой моторики рук, способствовала развитию речи и словарного запаса у дошкольников. Родители, после консультаций и бесед смогли больше узнать о роли пальчиковых игр в жизни ребенка и пополнить домашний игровой материал необходимыми играми: «Золушка», «Веселая стирка», «Выложи дорожку» идр.
В дальнейшем, я планирую продолжать внедрение в образовательный процесс накопленных знаний и делиться опытом своей работы с коллегами.
Спасибо за внимание!