Приложение МААМ

Представление методической идеи по познавательному развитию с элементами экспериментирования

Лариса Пядышева
Представление методической идеи по познавательному развитию с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности они учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Публикация «Представление методической идеи по познавательному развитию с элементами экспериментирования» размещена в разделах

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.

Актуальность. Опытно-экспериментальная деятельность является эффективным средством развития активной познавательной деятельности детей.

Дошкольники - прирожденные исследователи. Подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Цель моей работы - выявить и систематизировать накопленные и полученные посредством опытно-экспериментальной деятельности навыки и умения детей старшей группы в познавательном развитии.

Задачи:

обучающие:

- знакомство детей с предметами и явлениями природы;

- учить выявлять и называть их свойства;

- расширить представление о предметах, как о компоненте живой и неживой природы, их применение.

развивающие:

- развивать сенсорное ощущение: умение обследовать предметами разными органами чувств;

- развивать познавательные способности – память, внимание, логическое мышление, речь;

- развивать способствовать умению детей анализировать, обобщать, делать выводы;

- развивать познавательную активность и интерес через процесс экспериментирования.

воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её богатству,

- интерес к предметам и явлениям природы, желание любоваться ими.

Образовательная работа по опытно-экспериментальной деятельности осуществляется:

-в НОД в о. о. «Познание» с включенными опытами по заданной теме - один раз в неделю, в соответствии с программой «Радуга», парциональной программой «Экология для дошкольника» Т. А. Скалон и методикой О. Соломенниковой «Определение уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста».

-в совместной деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

- в свободной самостоятельной деятельность детей.

Свою работу по опытно - экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

•живая природа

•неживая природа

•человек

При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

во - вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

в - третьих, они практически безопасны.

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

•постановка проблемы;

•поиск путей решения проблемы;

•проверка гипотез, предположений;

•обсуждение увиденных полученных результатов;

•формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Опытно - экспериментальная деятельность - это интеграция с другими видами детской деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Опытно- экспериментальная деятельность пронизывает и игровую деятельность. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические, словесные, строительные игры,

занимательные игры-эксперименты,которые помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок рассыпается, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы, развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

В коммуникативной - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов развивается связная речь, обогащается словарный запас детей.

Чтением художественной литературы – загадывание загадок, помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

В познавательно-исследовательской - постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры; в умение работать в коллективе.

Безопасность - формирование навыков безопасного поведения при проведение опытов и экспериментов.

Опытно-экспериментальную деятельность провожу по принципам развивающего обучения, доступности, научности, сознательности, последовательности, систематичности и индивидуального подхода, с учетом возрастных особенностей детей.

В своей работе я использую традиционные и инновационные методы.

- наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций).

- словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

- практические методы: игры-эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры.

- метод игрового и проблемного обучения, который стимулирует познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. У нас в группе организована лаборатория «Почемучек», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Одна из главных задач лаборатории - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, проводя опыты, дети приобретает ценный личный опыт. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, вырабатывает определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.

Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, является работа с родителями:

- были разработаны рекомендации и консультации для родителей «Как помочь маленькому исследователю», - элементарные опыты и эксперименты, которые можно провести дома;

- организованы тематические выставки совместного с детьми творчества «Заколдованный камень», «Вода – растворитель», «Наши помощники».

Я работаю с детьми старшей разновозрастной группы. по программе «Радуга». В методических рекомендациях Т. И. Гризик «Познаю мир» (программа «Радуга») обозначена очень интересная тема для детей - «Удивительное в камне», цель которой: рассмотреть с детьми коллекцию камней, дать некоторые интересные сведения из истории их образования.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где ты живешь. На земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных по цвету и форме, которые хранят в себе множество секретов. Каждый камень обладает своими свойствами, имеет свое имя, свой облик. Сколько их, чем отличаются друг от друга, история их появления на Земле и какую пользу камни приносят людям? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответы через экспериментальную деятельность.

Важнейшим показателем результативности в данном направление, работы, опытно-экспериментальной деятельности, является положительная динамика развития детей, о чем свидетельствуют данные мониторинга. Я использовала методику О. Соломенниковой «Определение уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста». Благодаря которой можно выявить сформированность экологических знаний: знания о животном и растительном мире, о неживой природе и временах года, отношение к миру природы.

Одна из критериев - это определение характерных особенностей неживой природы. Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Результаты проведения мониторинга показали: дети в основном правильно определяли содержимое баночек. Называли основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводили примеры того, как люди используют объекты неживой природы (на вопрос «Где и для чего используется песок?» отвечали: «В песок мы играем в песочнице, песком посыпают дороги»). Затруднялись с ответами о названии камней (гранит, торф, их использовании в жизнидеятельности человека.

После проведения опытов и экспериментов уровень сформированности экологических знаний дошкольников о неживой природе повысился: после дополнительных вопросов взрослого приводили примеры того, как люди используют объекты неживой природы: торф, уголь, гранит, известь). Положительная динамика результатов проведенной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.

Таким образом, в познавательном развитии детей о знании полезных ископаемых при проведении опытно-экспериментальной деятельности мне удалось достичь:

- проявление интереса детей к камням;

- высокой творческой активности;

- самостоятельности, инициативности детей;

- дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

- умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Разработанный мною практический материал по проведению опытно- экспериментальной деятельности (работа с детьми родителями, создание предметно-развивающей среды, представила на семинаре-практикуме: «Экспериментирование со старшими дошкольниками», на базе детского сада, который поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям открытия и радость.

Я всегда нахожусь в творческом поиске, слежу за новинками литературы, стараюсь как можно больше узнать о новых разработках и технологиях, которые смогут помочь мне в работе, использовать инновационные методы при работе, направленной на развитие познавательной деятельности в опытно-экспериментальной деятельности. И надеюсь достичь положительных результатов и приобрести опыт в работе с детьми по данному направлению.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление методической идеи по познавательному развитию с элементами экспериментирования
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 18:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление методической идеи по познавательному развитию с элементами экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Пядышева (УИ 47379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД