Предупреждение и преодоление нарушений письменной и устной речи у учащихся с ЗПР начальных классов

Оксана Колченко
Предупреждение и преодоление нарушений письменной и устной речи у учащихся с ЗПР начальных классов

«Предупреждение и преодоление нарушений письменной и устной речи у учащихся с ЗПР начальных классов общеобразовательной школы»

Одним из ведущих нарушений в усвоении детьми с ЗПР школьных навыков является неполноценность овладения ими письмом и грамматическим материалом по родному языку. Расстройство письма (дисграфия) у младших школьников с ЗПР также занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии.

У детей с ЗПР наблюдаются следующие виды дисграфии:

1) дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; это вид дисграфии является самым распространённым; нарушения письма связаны с несформированностью процессов звукового анализа и синтеза, нарушением анализа предложений на слова, анализа текста на составляющие его предложения;

2) дисграфия, связанная с нарушением фонематического распознавания (акустическая и артикуляторно - акустическая); в основе этого вида дисграфии лежит несформированность дифференциации фонем, у детей с задержкой психического развития, чаще всего затруднена дифференциация свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;

3) оптическая дисграфия; в основе этого вида дисграфии лежит нарушение зрительно-пространственного анализа графических образов букв, определения их сходства и различия.

Всвязи с отсуствием учителя-логопеда в образовательных организациях советую учителям работать над развитием фонематических процессов (аналаза и синтеза, а также фонематического представления,т. к. это основа грамотности.

Игра «Колокольчик»

Цель:Дифференциация звуков по звонкости-глухости.

Задача: Научить ребенка с помощью тактильных ощущений (прикладывание ладони к гортани, закрытие ушей ладонями) определять звонкий звук или глухой.

Условия игры:Предложить ребенку 2 колокольчика (1 без язычка,2 с язычком) Объяснить ребенку, что 1 колокольчик звука не издает- там живут глухие звуки,а 2 колокольчик зучит –значит там будут жить все звонкие звуки.

У детей с ЗПР в познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для детей с ЗПР характерны ограниченный запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Такой ребенок с трудом заучивает наизусть, пересказывает прочитанное. Решить эту проблему можно используя прием мнемотехники Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Для того чтобы выработать у детей с ЗПР определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Для обучения детей с ЗПР чтению можно использовать метод глобального чтения. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова.

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно с теми детьми,которым не доступно побуквенное чтение.

Обучение глобальному чтению проводят поэтапно:

Первый этап:

-читаем слова

Второй этап:

-делим слова на слоги

Третий этап:

-делим слоги на буквы

Публикации по теме:

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Предупреждение и преодоление нарушений письменной и устной речи у учащихся с ЗПР начальных классов
Опубликовано: 25 января 2020 в 00:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

Фотоотчет «Стенгазета для мужчин на 23 февраля»
Оформление стенгазеты День Защитников Отечества Развивающие: - развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность; -обогащать словарный и...
Картотека игр к празднику 23 февраля
Игра « Пройди по трапу» На полу веревка, нужно пройти с завязанными глазами и не оступиться. «Кто быстрей оденется» На стульях висят пиджаки ( куртки,...
Фотоотчёт о создании поздравительных открыток для пап на 23 февраля во второй младшей...
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В преддверии грядущего праздника «Дня Защитников Отечества» мы с ребятами решили, что своим папам обязательно...