МААМ-картинки

Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы в подготовке детей к обучению в школе

Марина Сарайкина
Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы в подготовке детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда наиболее интенсивно происходит становление личности, закладываются основы здоровья. Из детства ребенок выносит то, что остается на всю жизнь.

Чтобы развитие дошкольника было полноценным, ему необходимо создать эмоциональный комфорт, условия для раскрытия способностей, расширить кругозор, научиться общаться со сверстниками и взрослыми.

Если не обеспечить единого образовательного пространства для всех дошкольников, не объединить усилия педагогов, родителей, общественности, то отдаленные последствия в образовании подрастающего поколения могут быть печальными.

Публикация «Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы в подготовке детей к обучению в школе» размещена в разделах

Мы понимаем, что переход дошкольников к систематическому обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни, нередко требующими напряжения физиологических систем организма и эмоционально- волевой среды.

Для того, чтобы переходный период был менее безболезненным, необходимо заблаговременно готовить ребенка к обучению в школе. Очень важно, чтобы к этому времени он обладал не только определенной суммой знаний, но и достиг соответствующей возрасту ступени психофизического развития.

Преемственность- это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребенка. Именно они служат основой успешности школьного обучения. В то же время, школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а «подхватывает» достижения ребенка- дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный потенциал. В нашем понимании преемственность позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системе.

В практике нашего детского сада работа по преемственности детского сада и начальной школы, ведется на протяжении 30 лет. С каждым годом мы расширяем и обновляем эту работу, внедряя новые формы и методы работы.

Очень приятно констатировать, что у нас обоюдное, взаимное желание сделать работу еще плодотворнее, разнообразнее, интереснее.

В силу сложившихся обстоятельств, дошкольное учреждение теперь является структурным подразделением МБОУ ООШ п. Мирный. Это дало еще большую возможность ежедневно, ежечасно вести совместную работу по всем направлениям. Директор школы частый гость в дошкольном учреждении. Считает нас своим младшим звеном и в любое время оказывает хозяйственную, методическую, юридическую помощь.

В годовом плане школы и ДОУ обязательно фиксируются совместные мероприятия для учителей и воспитателей.

Вот уже 20 лет функционирует методическое объединение «Детский сад- начальная школа». Собран богатый опыт работы по преемственности. На совещаниях совместно определяем задачи, разрабатываем план работы, мероприятия, взаимопосещения уроков и занятий в ДОУ, обмениваемся опытом, прослеживаем успехи воспитанников, анализируем мониторинг качества обучения первоклашек и дошколят, выявляем недоработки, с тем, чтобы в дальнейшем обратить особое внимание на их устранение.

На методических объединениях мы определяем основные задачи и направления работы, утверждаем план работы директором. Один из компонентов определения готовности ребенка к школе - состояние его психического и физического развития. Хорошо учиться в школе может только здоровый, физически развитый ребенок. Поэтому важной задачей в работе является :

- охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма заболеваниям путем закаливания, рационального режима дня, правильного питания, развития основных движений, создание условий для повышения двигательной активности.

-развитие его общих способностей, произвольности, познавательной активности, самостоятельности при решении творческих задач.

-развитие коммуникативности и уверенности в себе.

Реализуя первую задачу. Совместно со школой традиционно проводим «Веселые старты» осенью и зимой, поддерживаем тесную связь с учителями физкультуры. Организуем спортивные соревнования с учетом возраста, продумываем вознаграждения. Так интересно проведено совместное развлечение «Здравствуйте все», а с приходом Айболита, Мойдодыра. Все мероприятия проходят на высоком спортивном и эмоциональном уровне. Дети получают удовлетворение от взаимного общения, заряд бодрости и энергии. Весело, живо и интересно происходит праздник «Масленица». Дети соревнуются, участвуют в зимних забавах, водят хороводы, рассказывают стихи, поют народные песни, водят хороводы, сжигают чучело зимы, заканчивается праздник традиционным чаепитием с блинами и сладостями.

Очень нравятся детям мини походы, это сплачивает детские коллективы и закаляет подрастающий организм.

Не отказываясь от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя направлений подготовки детей к школе (формирование математических представлений, развитие речи, анализ звукового строя языка, логопедическая коррекция) педагоги ДОУ и школы совершенствуют свою работу, внедряя в практику работы программу Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». Совместно изучаем, анализируем, советуемся, спорим, консультируемся, посещаем занятия в ДОУ и уроки в школе. Наши занятия посещают директор, завуч школы прослеживают успехи и достижения будущих первоклассников.

Для качественной реализации программы, а так же развитию любознательности как основы познавательной активности будущего ученика, способствует специально организованная среда.

В группе ДОУ есть экологический, естественно-научный, исторический, математический центры. В них представлены материалы для экспериментирования, продукты детского творчества. А так же периодически демонстрируются творческие работы детей и их родителей. Педагог имеет перспективное планирование, тщательно и творчески подходит к каждому занятию, продумывая мотивацию, ставя перед детьми все новые проблемы и задачи. Такого рода занятия дают детям толчок к возникновению разнообразных детских «почему», а интерес, возникающих в ходе этих занятий, имеет продолжение

в свободной деятельности в вышеназванных центрах или с разнообразными дидактическими играми и пособиями.

Внедряем в практику работы современные образовательные технологии:

-здоровьесберегающие технологии,

-интегрированные технологии,

-эвристические технологии,

-развивающие игры Мантесори, Воскобович, Никитиных,

-проектные методы.

Уделяем большое внимание интеллектуальному развитию старших дошколят, формирования навыков и практических приемов мыслительной деятельности. Широко используем богатейший дидактический материал накопленный годами плодотворной работы.

Во время совместных игр дошколят и первоклассников идет практическое закрепление полученных знаний и творческое воплощение в жизнь, сплачивает детские коллективы, появляется возможность проявить свою индивидуальность.

Мы в школе частые гости это :

-экскурсии по школе,

-экскурсии по кабинетам,

-экскурсия в мини-музей «Изба»,

-экскурсии на выставке по разной тематике,

-экскурсии в 1 класс.

Еще мы ввели новую форму: совместный урок в классе старших дошколят и первоклассников. Ценность этого урока в том, что дошколята непосредственно соприкасаются со школьной жизнью, не играют в школу, а реально сидят за партой, слушают и отвечают на вопросы учителя, впитывают, вдыхают в себя школьный воздух. Благодаря этой форме работы, дети еще более плавно и безболезненно проходят адаптационный период при переходе в 1 класс.

Большую совместную работу мы проводим в художественно- эстетическом плане. Уже давно, за долгие годы работы вошли в традицию совместные праздники:

-День знаний,

-День пожилого человека,

-День матери,

-Масленица, пасха,

-День победы, День независимости России,

-Последний звонок.

Праздники сопровождаются выставками детских работ : рисование, лепка, аппликация, конструирование, из природного материала, из овощей, из пластиковых бутылок и т. д.

Организуем совместные посиделки с использованием народного фольклора: шутки, песни, пляски, прибаутки, хороводы, пословицы, поговорки.

Ведется большая работа по театрализованный деятельности, где дети с помощью жестов, мимики речи, учатся быть более эмоциональными, а это в свою очередь развивает коммуникативные способности, формирует навыки связной речи. Организуем взаимопоказ театрализованных представлений по русским народным сказкам совместно с театрализованным кружком школы : «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Колобок», «Круть и Верть», «Каша из топора», «Айога». Нужно отметить, что эта работа помогает не только овладеть эмоциональной стороной речи, но и служит средством психокорекции детей, т. е. помогает раскрепостить «зажатого» ребенка, учат выдержке непоседу и. т. д., дети с удовольствием участвуют в театральных представлениях, проявляя робкие актерские задатки. Формируются доброжелательные отношения между дошколятами и младшими школьниками; у старших – чувство заботы о младших, умение оказать помощь и поддержку.

Наши дети имеют возможность блеснуть своими знаниями, участвуя в совместных викторинах: «По русским народным сказкам» и по стихам К. И. Чуковского».

Учащиеся начальной школы провели акцию «Подари дошкольнику игрушку». Это те игрушки, в которые школьники уже не играют, а они в хорошем состоянии. Так в детский сад принесли и торжественно вручили в дар целую коробку разнообразных игрушек.

Кружок начальных классов «Умелые руки» подарил детям мягкие игрушки изготовленные руками школьников.

Школьники частые гости у дошколят. С удовольствием играют с детьми в разнообразные игры, общаются, создают творческие работы.

Таким образом свободное общение в разных видах деятельности, активная жизненная позиция, постоянное сотрудничество детей между собой, поднимают общий уровень развития детей, развивают у них те или иные способности, обеспечивают хорошую подготовку и безболезненную адаптацию к школе. Анализируя мониторинг качества обучаемости первоклассников, можно отметить, что успеваемость первоклассников на хорошо -100%, второй класс на хорошо-100%.

Работа детсада в комплексе дала возможность сблизить достижения современной педагогики с практикой, обеспечить преемственность и непрерывность в содержании и организации учебно- воспитательного процесса, создать условия для развития всесторонне- развитой личности. Педагоги ДОУ убеждены, что нужно отказаться от учебно- дисциплинарной модели воспитания и образования и перейти к личностно- ориентированному обучению детей, сочетая индивидуальный подход с коллективной творческой деятельностью детей, обучение базируя на принципах развивающего образования и воспитания.

Публикации по теме:

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы в подготовке детей к обучению в школе
Опубликовано: 24 июня 2014 в 22:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы в подготовке детей к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сарайкина (УИ 93458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД