Платонова Юлия
Овладение детьми старшего дошкольного возраста коммуникативными навыками
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками.
Коммуникативные навыки – это индивидуально/психологические особенности личности,
обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Что же это за особенности личности:
А. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
Б. Умение организовать общение ("Я умею!", которое включает в себя:
1. умение слушать собеседника,
2. умение эмоционально сопереживать,
3. умение решать конфликтные ситуации.
Публикация «Овладение детьми старшего дошкольного возраста коммуникативными навыками» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").
Проблемы в общении:
-эгоизм;
-упрямство;
-неуравновешенность;
- агрессивность, жестокость,
-неуверенность в себе (застенчивость);
- страхи;
- вранье;
- отсутствие друзей;
- не складываются отношения с братом (сестрой);
- не ходит гулять, т. к. на него не обращают внимания.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков
1. "Я и мое тело".
Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.
Это упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, стимулируют двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры ( двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котенок, как медведь").
Сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим отображением этого чувства в движениях).
2. "Я и мой язык".
Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна речь?").
3. "Я и мои эмоции".
Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. ("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы об эмоциях.
4. "Я и Я".
Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
("За что меня можно любить? За что меня можно ругать?", "Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения "Я").
5. "Я и моя семья".
Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить родителей?"; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи").
6. "Я и другие".
Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.
(Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т. п.)", проигрывание ситуаций).