Юлия Гришковцева
Семинар по обучению грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Последовательность предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дом, дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (машина, работа).
Публикация «Семинар по обучению грамоте старших дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Для звукового анализа необходима подача слов, написание которых не расходится с их произношением. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО!
Алгоритм проведения звукового анализа слова :
1. Послушай слово и произнеси его.
2. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй:
- гласный или согласный;
- если гласный, то каким цветом обозначить на схеме,если согл. - звонкий или глухой, твердый или мягкий, каким цветом обозначим на схеме;
3. Обозначить выделенный звук фишкой.
4. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
5. Третий звук и т. д.
Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных? Сколько согласных?
6. Поделить слово на слоги (метод хлопками, сколько слогов?
7. Произнеси слово по слогам.
8. Найти ударный слог, поставить ударение на гласный звук.
На более поздних этапах к звуковому разбору слова добавляется работа с предложением (составление предложения со словом, которое разбирали на звуки и записывание схемы этого предложения).
«Знакомство с новым звуком, новой буквой»
1. Послушайте слова и назовите звук, который повторяется в этих словах (или первый звук в слове) .
2. Артикуляция звука. Произнести звук. Определить, какой это звук? (гласный – ударный, безударный или согласный – твёрдый или мягкий, глухой или звонкий). Если воздух при произнесении звука выходит свободно, нет преграды во рту, то это гласный звук. (ОШИБКА – нельзя говорить, что звук можно петь). Если при произнесении звука во рту есть преграда – это звук согласный.
3. Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
4. Звуковой анализ слова с использованием звукового домика, цветных фишек (красная – гласный звук, синяя – согласный твёрдый, зелёная – согласный мягкий, необходимо выяснить звонкий или глухой согласный звук). Деление слова на слоги (хлопками или с помощью ладони, кулачка под подбородком) .
5. Знакомство с буквой.
На занятии педагог слово «буква» заменяет: изображение звука или портрет звука.
Запоминание изображения звука можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
- На что похож портрет звука?
- Изобразить портрет звука рукой в воздухе, на столе;
- Выложить ниткой на бархатной бумаге.
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать изображение звука пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить изображение звука из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
- Вырывать из бумаги изображение звука;
- Получить в подарок портрет звука;
- Сложить, собрать портрет звука — пазл;
- Вылепить из пластилина, теста;
- «Живые буквы» (ребёнок или двое детей с педагогом с помощью рук изображают заданный звук).