Папки-передвижки

Приобщение детей к чтению художественной литературы

Елена Родина
Приобщение детей к чтению художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня я Вам расскажу о работе, которая проводится в нашей группе по приобщению детей к чтению художественной литературы, к книге. Как мы используем книгу для развития детской речи.

Тема : «Приобщение детей к книжке»

Начну с прекрасных слов известного российского педагога и специалиста по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеева «Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодии народной песни, должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием

Публикация «Приобщение детей к чтению художественной литературы» размещена в разделах

Почему я выбрала именно эту образовательную область и тему?

Во I-ых, образовательная область «Чтение художественной литературы», является одной из основных годовых задач в нашем детском саду.

Во II-ых- теперь «Чтение художественной литературы» выделено в отдельную область. Раньше это было одним из разделов развития речи. Поэтому эта область требует более углубленной разработки.

В III-их- «Художественное слово» имеет особое значение в жизни детей раннего возраста, является общественной и воспитательно-образовательной ролью в их жизни: все режимные процессы сопровождаются «Художественным словом», а знакомятся с ними дети как из уст воспитателей, так и при знакомстве с первыми книгами.

И самое главное — я очень люблю книгу. Люблю читать сама книги, люблю читать их детям. В век технического прогресса, в век компьтеризации очень актуальной становиться проблема по привитию детям любви к книге, формирование культуры чтения. А возможности для этого очень большие. Каких только книг сейчас не продают: и большие и маленькие, из бумаги и ткани, со звуком, обьемные и т. д. Некоторые варианты книг представлены на выставке и о них чуть позже.

Основной общеобразовательной программой нашего детского сада является Н. Е. Веракса «От рождения до школы». В программе определены основные цели:

- Формирование интереса и потребности чтении книг

- Объединение различных видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (литературных, сценических, музыкальных, к изобразительной деятельности)

Исходя из этих целей мы поставили перед собой задачи:

- Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

- Развитие литературной речи; способности к освоению и преобразованию окружающего пространства; детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театральной деятельности

- Воспитание эмоционального и осознанного отношения к словесному искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях

И, чтобы реализовать задачи мы разработали перспективный план по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» по 3 блокам:

Предметно-развивающая среда

На прогулочном участке:

создание уголка «Сказка», с элементами сказочных героев

В группе:

- изготовление дидактических игр, пособий для образовательной деятельности

- пополнение уголка «Книги» новыми книгами, иллюстрациями к знакомым сказкам, картотекой речевых упражнений;

- оформление уголков «Творчества», «театрализация», «Музыки» элементами сказочных героев;

- изготовление масок для подвижных и малоподвижных игр, с дальнейшим выносом на улицу

Формы работы с детьми

1. Проведение непосредственно образ-ой деят-ти в виде:

бесед,драматизации отрывков( «Козлятки и волк», «Репка» и т. д.) ,чтения (сказок, предусмотренные программе, рисования( «Рано солнышко встает», «Дождик капает», лепки( «Колобок», «Угощение для гостей» и т. д.)

2. Совместная деятельность в режимных моментах в виде : подвижных игр, малоподвижных игр с использованием масок с героями сказок; показ детям сказок, с использованием настольного театра( «Репка», «Заюшкина избушка», театра на фланелеграфа («Три медведя», «Курочка Ряба», индивидуальных работ, с использованием дидактических игр, иллюстраций; речевых упражнений («Договори слово», «Повтори за мной»)

Формы работа с родителями

1. Анкетирование на тему: «Ребенок и книга»;

2. Оформление информационного уголка «Мамы, папы! Ваши дети сегодня узнали.»

3. Знакомство с печатными консультациями;

4. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, в частности: подборке детских книг; изготовлении масок, дидактических игр, пошив одежды для драматизации; книжек-малышек

5. Показ родителями авторских сказок

6. Проведение родительского собрания, тренингов

Данный план реализован в течении года. Более подробный план представлен на выставке.

I блок- Предметно-развивающая среда. Это самое главное для формирования представлений о художественной литературе. У нас эти условия на прогулочном участке и в группе.

Итак начнем с прогулочного участка. Мы создали уголок «Сказки», с элементами сказочных героев.

1 фото. Сказка «Колобок». Здесь с детьми мы закрепляем содержание сказки. Вспоминаем, каким показан заяц, колобок. В каких сказках еще встречается заяц. Так же дети учатся отвечать на вопросы, используя антонимы: слабый-сильный, маленький-большой, трусливый-смелый, пугливый-отважный.

2 фото. Сказка «Гуси-лебеди». Так как эта сказка нам не по возрасту, дети все равно знают ее, так ка мы ее читаем в режимных моментах. Через эту сказку мы знакомимся с домашними животными, какие звуки они издают. Так же учим детей слушаться взрослых, что нельзя уходить далеко от взрослых.

А здесь мы создали сказку по произведению К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Дети очень любят этот уголок, всегда пытаются спасти муху. Мы разговариваем с пауком, просим отпустить ее, говорим ему добрые и хорошие слова.

Так же рядом живут маленькие «мухоморчики» с веселой гусеницой.

Здесь у нас живут веселые животные «Буренка» и «Свинки» из авторских сказок, придуманных родителями и детьми, а так же и нами воспитателями. Подходя каждый раз к нашим героям мы всегда с ними здороваемся, разговариваем с ними, рассказываем что нового у нас произошло. Так же закрепляем домашних животных.

В группе мы пополнили уголок «Книги» новыми, яркими, красочными книгами, в соответствии с возрастом детей. Дети знакомятся с разнообразными жанрами литературных произведений. Детям не только предлагают художественные произведения, относящиеся к различным жанрам, но раскрывают их жанровую принадлежность.

Пополнили и уголок с дидактическими играми. Очень большое разнообразие игр из разных материалов. Дети с удовольствием разглядывают и играют в них, могут по просьбе принести ту или иную игру.

Так же у нас в группе есть уголки «Театрализация», «Творчества», «Музыки».

Уголок «Театрализация» обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, а так же является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. То есть, если ребенок захотел, то он подошел и взял ту или иную игру, или театр (настольный, кукольный, пальчиковый и т. д.)

Уголок «Музыки» позволяет развить познавательный интерес к сказкам, умение работать в коллективе, умение выражать свои эмоции в мимике, развивать память, а так же способностей фантазировать и импровизировать.

Перспектива:

- Проводить открытые занятия по образовательной области «Чтение художественной литературе»

- Вдохновлять детей на проведение чтения, расширять их кругозор

- Привлекать родителей к семейному чтению

- Проводить родительские собрания с работниками библиотеки

- Организовать выставку книг, согласно с ФГТ

- Провести тематическую выставку, согласно возрасту детей (потешки, сказки, стихотворения, рассказы и т. д.)

- Использовать произведения устно-народного творчества в режимных процессах, всеми участниками образовательной деятельности: воспитателями, младшим воспитателем и родителями

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Заканчивая свою презентацию хочу напомнить, Вам, уважаемые коллеги, что 2 апреля весь мир будет отмечать - Международный день детской книги. Познакомьте родителей с этим прекрасным праздником, и устройте своим деткам праздник или развлечение.

Спасибо, большое за Ваше внимание! Желаем творческих успехов.

Публикации по теме:

«Книга на память» В наше время, насыщенное компьютерами, недостаточно уделяется внимания книге. Компьютерные игры стали более интересным для детей. Они отвлекают.

Студия «КнигоФаны» Чтение имеет особое значение для нашей страны, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Сегодня приобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к чтению художественной литературы
Опубликовано: 14 сентября 2013 в 20:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Родина (УИ 128908) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД