Как приобщить ребёнка к национальной мордовской культуре

Валентина Уронина
Как приобщить ребёнка к национальной мордовской культуре

Как приобщить ребёнка к национальной мордовской культуре

«На огромных Российских просторах,

Есть зелёный, затерянный рай –

Это светлый, уютный и скромный,

Наш любимый Мордовский край.

Я, родилась в Мордовии –

С её людьми достойными, красивыми

Начертано мне, в новый век войти!»

Какие замечательные слова были сказаны мордовским поэтом Н. Эркаем «Любить свой край!». Любить, знать историю, гордиться за людей, трудами и талантами, которых славиться Мордовия, чувствовать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своего народа, объединяющая в единую мораль, идеологию, историческую ценность. На педагога ложиться совсем непростая задача – воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую Родину, свой край, город или деревню, в которой он родился и живёт.

Мы, педагоги, должны научить своих детей, быть прежде всего трудолюбивыми, дисциплинированными, добрыми и честными. Почувствовать каков мир ребёнка, есть ли место гармонии, патриотизма и гражданского сознания в его ещё неокрепшей душе.

«Земли есть и красивей,

Мне не надо иной:

Ты ведь тоже Россия -

Край Мордовский мой

Родина, Отечество в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс

ложный и длительный. Любовь к близким людям,

окружающим к родному городу, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

В последние годы идёт переосмысление сущности духовно - патриотического воспитания, приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в системе социальных и педагогических условий в духовно – нравственном и патриотическом воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Мы знаем, что история – это не просто сборник красивых рассказов, а наука о том как жили люди в прошлом. Где жили? Что умели? Во что верили? О чём думали? Что оставили нам в наследство? Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, его достопримечательных и культурных центров полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Сегодня в век компьютеров, Интернета расширились масштабы информационного бума, инновационные подходы и методы к работе, вариативность, нестандартность мышления обуславливается всем ходом современных требований в воспитании и обучении детей. Такой выбор не случайный. Без устойчивых традиций, без бережного отношения к истории не мыслим прогресс ни в одной области.

Человек растёт, развивается в определённой социально – общественной среде, и весь уклад жизни, этические нормы передаются ребёнку с раннего возраста и впоследствии, влияет на формирование и развитие его облика.

«Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал!» К. Паустовский

Актуальность проблемы.

Давайте оглянемся вокруг. Рост научно – технического прогресса, новые открытия и технологии изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения учёных и практиков на многие годы. Негативные моменты охватили целую плеяду поколения, в среде которых быстрыми темпами распространилась преступность, жестокость и бездушие.

В этом мире живём мы с вами, поколение «Иванов», не помнящих своего родства, добрых и славных традиций, богатейшей культуры малого народа, такая фаза нравственного надлома приведёт к «позорной истории».

Наш МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида» города Саранск, один из немногих учреждений в системе образования Республики Мордовия, который уделяет и вносит свою лепту в образовательный и воспитательно- педагогический процесс дошкольников, прививая любовь и уважение к своей малой Родне. Понимание в сознании детей того факта, что культурное наследие было, есть и будет, и это норма, которая определена проявлением нравственной и гражданской позиции человеческой жизни.

С введением в действие закона РФ «Об образовании ФГОС» произошли существенные изменения в развитии системы образования и социальной политики. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Задачи.

1. Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Мордовии;

2. Познакомить детей с их национальными костюмами и вышивкой.

3. Предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

4. Воспитывать чувство патриотизма,социально – правовое равенства,связывающее разные нации и поколения.

5. Воспитывать уважение к многонациональной культуре Мордовии.

С чего начать?

Как правильно и методически грамотно построить образовательный процесс воспитания дошкольников именно по изучению истории родного края?

Как привлечь внимание 5 – 6 летнего ребёнка к красоте мордовского национального костюма, его неповторимому орнаментальному рисунку, знать некоторые особенности отличия «Эрзянского» и «Мокшанского» женского костюма?

Как правильно провести первоначальную диагностику вновь поступившего ребёнка? Много, интересующих вопросов вставали передо мной. Смогу ли построить свою работу так, чтобы дети сами изъявили желание рассмотреть ярко – иллюстрированную книгу о достопримечательностях города, знать историю и культуру своей малой Родины.

Этапы реализации образовательного процесса:

Подготовительный

Практический

Заключительный

Методы и формы работы по изучению национальной культуры мордовского народа.

Методы:

Наглядные

Словесные

Практические

Игровые

Формы:

Организованная деятельность детей

Праздники и развлечения

Консультативная работа с воспитателями и родителями

Самостоятельная деятельность детей

Разработанная мною программа историко – краеведческого направления по изучению культуры мордовского народа успешно реализуется в сочетании Региональной программы «Мы в Мордовии живём»

Информационный блок.

Переработка теоретических материалов, сбор информации

Технологический блок.

Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения детей.

Организационный блок.

Создание предметно – развивающей среды.

Ожидаемые результаты посредством работы в данном направлении:

Чтобы в полной мере добиться эффективной работы и положительной динамики в результативности этнокультурного воспитания в историко – краеведческой деятельности мной применялись различные формы и методы в педагогической работе с дошкольниками, а также традиционные и новаторские методические приёмы. Считаю важным подарить детям радость от встречи с любимыми героями, от общения друг с другом, но и решать задачи их речевого развития в социальном и нравственном воспитании:

у детей развивается слуховая и зрительная память,

артистические способности, музыкальный слух.

формируется умение сиюминутно (во время спектакля, заполнить паузу (экспромтом, сообразительность и находчивость, умение излагать свои мысли понятные для всех.

Развивается воображение и фантазия в этюдах на разнообразные темы природы окружающей жизни, быта, календарных праздников мордвы и т. д.

Участие детей в театрализациях помогает им лучше понимать смысл литературного произведения, сохранить интерес к художественному слову.

Работа с родителями:

Анкетирование, консультации,выполнение домашнего задания, пополнение музея предметами народного декоративно - прикладного творчества, развлечения и праздники.

Развивающая среда в группе:

Обобщение и вывод:

Из года в год моё желание сделать в своей работе что – то новое интересное, неповторяющееся. Я очень горжусь своим детищем, да, - это моя трудовая история, моя жизнь, которой я посвятила свои творческие замыслы, энергию и опыт.

Считаю и поддерживаю всех единомышленников, что возрождение к национальной культуре и духовно – патриотическому воспитанию в нашей Мордовской Республики находится на самом высоком и должном уровне.

Вся педагогическая общественность, занимающаяся по духовно – патриотическому воспитанию детей на традициях мордовского народа никогда не забывает о своём предназначении – патриота. Ведь сейчас это не редкое явление, когда воспитатель сам настраивается, на рабочий лад, надевает яркий национальный костюм, передаёт всю доброту и щедрость души своего народа. Как ценно, когда дети могут обобщаться и работать с мастерами своего дела, получать ремесло, знания и умения из их рук. Именно такому педагогу, хранителю традиций, обычаев, охотно идущему к детям открываются детские сердца. Нашим детям расти, учиться и мужать, быть настоящими гражданами России, её будущими хозяевами.

Мы педагоги, должны быть уверенны в том, что наше подрастающее поколение были бы готовы своим трудом ответить за нашу заботу. Нашим детям продолжать эстафету славных дел. Это не просто красивы слова, а основа всей нравственной и культурной жизни народа.

Только бы не изменились взгляды наших воспитанников, когда они станут взрослыми, хочется верить, что моя маленькая искорка разожгла яркий огонь любви и уважения к народному творчеству, желание изучать историю своего родного края. И я верю, что он будет гореть, пылать в сердцах моих воспитанников всю жизнь, и отдавать людям живительную силу народных традиций.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к национальной культуре «И в будни, и в праздники вместе» «И в будни, и в праздники вместе»Программное содержание: 1. Познакомить детей с государственной символикой Республики Мордовия. 2. Обратить.

Кукольный театр из фетра по мордовской сказке «Кот и лиса»Кукольный театр из фетра по мордовской сказке «Кот и лиса» К конкурсу «Бабань парь». Хочу выложить на всеобщее обозрение свою новую работу, которую я приготовила специально для нашего регионального.

НОД в подготовительной группе на тему: «В мордовской избе» Цель: обогащение знаний детей о мордовских обычаях и традициях Задачи: • Систематизировать знания детей о мордовском народном творчестве.

Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ Проблемы воспитания в России связаны с духовным кризисом, охватившим общество. В следствии распада нравственно-культурных ценностей прежней.

Проект «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Проект на тему: «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Творческое название проекта: «Восстановление связи времен и утраченных.

Проект по приобщению детей дошкольного возраста к марийской национальной культуре «Йозы шундык» («Волшебный сундучок») Взаимодействие семьи и детского сада в обучении детей родному языку Цель проекта Установление доверительных отношений между детьми, родителями,.

Проект «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Актуальность: Сейчас, в наше время, понятно каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной.

Проект «Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ г. ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ.

Проект «Знакомство с мордовской матрешкой» Технологическая карта проекта «Народная игрушка» Содержание Пояснение Название проекта Знакомство с народной игрушкой Тип Педагогический.

Сувенирная кукла как средство формирования интереса к русской национальной культуре у детей младшего школьного возрастаСувенирная кукла как средство формирования интереса к русской национальной культуре у детей младшего школьного возраста Д. С. Лихачев. :Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей. Во все.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Как приобщить ребёнка к национальной мордовской культуре
Опубликовано: 20 марта 2016 в 17:55
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...