МААМ-картинки

Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ

Олеся Захарова
Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ

Проблемы воспитания в России связаны с духовным кризисом, охватившим общество. В следствии распада нравственно-культурных ценностей прежней политической системы стал поиск выхода из кризиса в чужих образцах, а не в преобразовании и совершенствовании собственных исторически сложившихся форм культуры.

В этой ситуации, наиболее незащищенными от негативных воздействий (в силу несформированной мировозренческой позиции, оказались дети.

Публикация «Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ» размещена в разделах

Исследования последних лет показывают, что под влиянием деструктивного потенциала современной «массовой культуры» уже у дошкольников происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира.

Именно национальная культура объединяет все стороны жизни определенного народа в неповторимую духовно-смысловую целосность.

После рождения, ребенок попадает в конкретное культурно-историческое пространство, оказывающее значительное влияние на формирование ценностных приоритетов его картины мира. Осуществляя выбор ценностных ориентиров и способов взаимодействия с социокультурным окружением, он включается в культурную деятельность своего народа.

Идея становления отечественной школы как института, последовательно приобщающего личность ребенка к определенной культурно-исторической традиции, имеет глубокие корни в истории российской педагогики прошлого (С. И. Гессен, И. А. Ильин, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский) и современности (Е. В. Бондаревская, Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский, Е. А. Янбург и др.).

Родная культура народа – эта та база, на которую необходимо опираться при воспитании детей. Народная культура проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках, детской одежде, подвижных играх, фольклоре и во многих других элементах народной поэзии и прежде всего в сказках.

В исследованиях, проводимых В. Д. Бондарь показано, как на основе народных сказок формируется эмоционально-положительное отношение не только к своему народу, но и к другим. Доказано, что воспитание положительного отношения к культуре своего народа, ее создателям начинается с приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям. И эти ценности в большей степени заложены в сказках.

С. Н. Султанова, Л. С. Ядрихинская в процессе приобщения к культурным ценностям национальной культуры детей учитывают единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка, доказывают, что интерес к культуре современного проживания может пробудиться в старшем дошкольном возрасте при активации эмоционально-чувственной сферы ребенка. Они предлагают выстраивать работу с детьми 5-7 лет на основе:

• Общения с детьми посредством включения произведений художественной литературы и устного творчества;

• Ознакомления детей с народными играми;

• Ознакомления детей с народным, музыкальным песенно-танцевальным творчеством;

• Ознакомление с декоративно-прикладным искусством;

• Ознакомление с народными праздниками и обычаями [1, c.5], [2, c.18].

Е. И. Корнеева показала, что наиболее оптимальным способом приобщения детей к русской культуре являются фольклорные праздники и развлечения, которые способствуют формированию эмоционального восприятия дошкольников, общественной мотивации интересов. Ею были определены основные критерии этнокультурного развития дошкольников: положительное устойчивое отношение к этносу (народным праздникам, традициям, играм); проявление эмоционально-положительной реакции на своеобразие и красоту национальной культуры, умение слушать и передавать в процессе практической деятельности эмоции и состояния, характер и движение национальных образов; использование национальных элементов в изобразительной, декоративной деятельности; владение родным языком [3, c.32]

В современных общественно-политических условиях особую значимость приобретают вопросы формирования межнационального общения. Данная проблема решаема в процессе познания родного края, изучения его истории и географии (М. И. Богомолова). М. И. Богомолова отмечает, что уже с младшего дошкольного возраста нужно закладывать симпатию и дружелюбное отношение к разным народам [4, c.41].

Таким образом, можно проследить, что в современных исследованиях и в практической деятельности обосновывается значение и необходимость ознакомления дошкольников с национальной культурой.

1. Султанова С. Н. Формирование положительной ориентации у детей пятого года жизни на людей ближайшего национального окружения. - М. ,1998г.

2. Ядрихинская Л. С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде. якутск 1998г.

3. Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. - М., 1995г.

4. Богомолова М. И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны. - М., 1994г.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством ознакомления с народными костюмами (фотоотчет)Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством ознакомления с народными костюмами (фотоотчет) Патриотическое воспитание детей в нашей группе "Золотой петушок" ЧОУ Начальная школа - Православный детский сад "Свято Никольский" города.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного творчества.Формирование представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного творчества. Я считаю, что для формирования представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре необходимо, что бы окружающие предметы,.

Народная сказка — средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной русской культуре Конечно, сказки есть в каждом доме. И дети их любят. Но мы считаем, что сказки равно как и многие художественные произведения не в полной.

Приобщение детей к истокам национальной культурыПриобщение детей к истокам национальной культуры Не один год приоритетным направлением деятельности нашего детского сада являлось социально-личностное направление. Именно в дошкольном возрасте.

Приобщение детей к национальной культуре. Проект «День рождения Матрёшки» «Организация работы по приобщению детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края». Тема проекта: «День рождение Матрёшки».

Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы. Приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре через чтение художественной литературы. Приобщение детей к истокам региональной.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры В стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 2012.

Приобщение дошкольников к национальной культуре Детство - это время, когда возможно погружение в истоки национальной культуры. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей.

Проект «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Проект на тему: «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Творческое название проекта: «Восстановление связи времен и утраченных.

Воспитание нравственных основ через приобщение к национальной культуре в рамках закона РТ «О государственных языках РТ» Основной целью и задачей – это приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к национальной культуре в условиях современного ДОУ
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 16:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД