Методический материал для педагогов ДОУ «Лыжи в детском саду»

Светлана Брюшинкина
Методический материал для педагогов ДОУ «Лыжи в детском саду»

РАЗДЕЛ СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ТЕМА: ЛЫЖИ

1 Краткая характеристика развития лыж.

2 Инвентарь и оборудование.

3 Профилактика травматизма.

1 Краткая характеристика развития лыж.

Лыжи одно из самых доступных (дошкольникам) зимних спортивных упражнений. Лыжи на территории нашей страны появились давно. Впервые человек привязал к ногам опору ступил на снег Забайкалья и Алтая. Снега в этих краях глубокие и древний охотник мог выходить на промысел только в снегоступах (плетеные). Какие ступающий лыжи охотники применяли на охоте. Чтобы лыжи не проскальзывали назад при подъеме, лыжи оббивали шкурами против шерсти. При спуске со склона подвязали шкуру пушнины. Возьми и стали применять лыжи обитые с низу шкурами лося, оленины, нерпы, что позволило избежать проскальзывания при подъеме в гору. Постепенно лыжи стали походить на современные охотничьи — достаточно широкие, чтобы не проваливаться при ходьбе и не очень длинные, чтобы хорошо управлять ими в лесу и кустарники. Скользящие лыжи появились в России и Скандинавии в шестом веке и нашли применение уже в военном деле.

2 оборудование и инвентарь

Лыжи бывают разные:

Спортивные беговые,

Туристические,

охотничьи,

Прыжковые,

Слаломные,

Для скоростного спуска,

Для фристайла,

Для мугула.

Самые короткие лыжи- для фристайла,

самые длинные- прыжковые (прыжки с трамплина).

Самые широкие- туристические,

самые узкие- беговые.

Лыжи делятся на деревянные и пластиковые. На деревянных лыжах хорошо держится мазь и на них проще начальное обучение, чем на пластиковых.

Лыжи бывают на твердых креплениях- жесткие, на мягких креплениях, на полу-жестких креплениях.

выбор лыж:

Лыжи выбирают по своему весу и росту.

Самый простой способ выбор лыж по росту таков: поставь лыжи вертикально рядом с тобой и поднимите вверх выпрямленные рукой. Носки лыж должны доходить до основания пальцев вытянутой руки.

Жесткие лыжи хранить без разборки, мягкий с распоркой. Хранить в стеллажах.

Лыжные палки

Подбирать так:

Прижать к себе поставленную палку, оно должно доходить до плеча лыжника или должна быть не ниже подмышек. Петля должна быть подогнана на полке так, чтобы при отталкивании палкой можно было опустить рукоятку она для при этом не соскользнула в ладони.

Вставил в кисть в петлю нажми на неё и плотно обхватив полку, сверху должна остаться кончик палки длиной 3 см. Если больше то это петля велика; меньше — плохой толчок.

Лыжная одежда.

Костюм должен быть теплым и удобным:

— тонкие шерстяные носки,

— плотные плавки,

— домашний трикотаж с начесом или ветрозащитный костюм

— шерстяная шапочка,

— мягкие шерстяные или кожаные рукавицы,

— ботинки на два размера больше. Нога в них не должно быть сжато, так как может быть обнаружено.

Если морозно и ветрено — одеваться теплее.

Тяжелая теплая одежда перегревает организм, затрудняет дыхание, ноги наливаются свинцом, головные боли, пропадает желание кататься.

3. Профилактика травм

Для того чтобы избежать и предупредить травмы необходимо знать их причины возникновения.

1 основной причиной является отсутствие последовательность во время обучения

Второе выполнения непосильных детьми упражнений или быстрый переход от простых к сложным

3 недостаточность общей физической подготовки ребенка. С этой целью главным в профилактике травматизма является укрепление мышц стопы и голеностопного сустава

4 учитывать индивидуальные особенности ребенка, подготовка к занятию, утомляемость ребенка.

5 недостаточная разминка, неправильный показ или объяснение способы спуска или поворота.

6 а важен выбор места занятий особенно для спусков на склонах. Это место должно быть ровным без скрытых камней, выбоин, без торчащих предметов, к ней, кустов, вдали от проезжей части и обрывов.

7 большое внимание требует организации детей на занятиях

а) Организованный уход и приход

б) организация спуска через определенные интервалы

в) не разрешат подниматься на склоны там, где скатываются.

8 палки давать детям уже овладевший навыкам хоть бы без палок

9 обувь должна быть не тесной, что предотвратит от потертостей и обморожения.

10 занятия проводить в безветренную погоду или слабом ветре при температуре не ниже 8 12 градусов

11 занятиям по лыжам допускать после болезни только по разрешению врача.

Классификация способов передвижения на лыжах. Техника.

Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания как в дошкольных учреждениях, так и в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.

1 ХОДЫ

а)попеременные: двухшажный,

попеременный- четырехшажный

б)одновременные:

одновременный безшажный,

одновременный одношажный,

одновременный двухшажный

в)комбинированные: переход с одного хода на другой в зависимости от рельефа дистанции.

2 ПОДЪЁМЫ

Лесенкой, елочкой, полу-ёлочкой

3 СПУСКИ

Основная стойка (средняя стойка)

Высокая стойка

4 ТОРМОЖЕНИЯ

Плугом, упором

5 ПОВОРОТЫ на месте

Переступанием вокруг носков и пяток лыж,

Поворот махом через лыжу вперед или назад

Поворот прыжком с опорой или без опоры на палки

6 ПОВОРОТЫ В ДВИЖЕНИИ

Переступанием

Упором

Плугом

т: Техника способов передвижения на лыжах

По своей структуре ходьба на лыжах близка к обычной ходьбе. Дети дошкольного возраста должны овладеть разными способами движения, торможения, поворотами, преодолевать подъемы и спуски.

В начале обучения дети должны овладеть такими специальными ощущениями как чувство снега и чувство лыж. Чувство лыж определяется ребенком, как непривычная тяжесть на ногах, тормозя свободное передвижение вперед. В процессе обучения ребенок привыкает к лыжам, перестает ощущать их тяжесть и удобство в движении.

Упражнения позволяющие быстрее привыкать к лыжам

1 поднять лыжу, сгибаем ногу в колене

2 х приставным шагом

3 ходьба ступающим шагом вокруг предметов (песочница, беседка, башки, веранда и так далее.)

4 ходьба полу елочкой

Чувство снега

Характеризуется способностью определения состояния скользящей поверхности снега.

Характер состояния снега, поверхности нижней, неровности и впадины.

Основные способы передвижения.

Ступающий шаг- это ходьба на лыжах с подчиненным подниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи в снегу. Левая рука выносится вперед вместе с правой ногой и наоборот. Туловище слегка наклонена вперед. Передвижение ступающим шагом является хорошим средством для развития чувства лыж.

(прямая речь для объяснения детям: -"Прихлопнули лыжу к лыжне")

Скользящий шаг- это скольжение на лыжах с почетным отталкиванием то левой, правой ногой. При токе в ней правой ногой, либо изгибается в колене и выносится вперед. На нее полностью переносятся тяжесть тела, и происходит скольжение. Затем этот же цикл происходит с другой ноги. Туловище слегка наклоняется вперед, руки работают перекрестно вперед назад, вдоль туловища.

При отталкивании нога выпрямляется в колене и голеностопных суставах.

(прямая речь для объяснения детям: -"Утюжком гладим лыжню")

Попеременно- двухшажный шаг. Называется по движению рук лыжника.

Цикл передвижения состоит из двух скользящих шагов правой и левой ногой

Выделяются два периода:

1 скольжение по одной лыже и подготовка к отталкиванию

2 само отталкивание.

1. Скольжение начинается с момента когда оттолкнувшись ногой ребенок отрывает ногу от снега и полностью переносит тяжесть тела на другую лыжу. Моховая (свободная) нога в этот момент поднято над снегом. Опорная нога слегка согнута в коленном и голеностопном суставах и готовиться к толчку. Туловище ребенка наклонено вперед слегка (45 градусов)

2. Отталкивание выполняется сильным но плавным движением за счет выпрямления толчковой ноги.

После отталкивания тяжесть тела переносится на другую ногу и цикл повторяется снова.

Породы

Выполняются на месте и в движении.

Различают повороты переступанием вокруг пяток и носков лыж. ("Нарисуем солнышко")

Поворот переступанием в левом, при этом слегка поднимается носок левой лыже и отводится в сторону в лево. Вес тела переносится на правую ногу. Левая лыжа опускается на снег, на нее переносится вес тела, затем поднимается правая лыжа и становится в узле.

Также выполняется поворот переступанием вокруг носков лыж, но только при этом поднимаются задние к одной из лыж в зависимости от того, в какую сторону происходит поворот.

Повороты прыжком и махом в работе с дошкольниками используются редко.

Подъемы

Подъем различаются по направлению движения:

Прямо, наискось, зигзагом.

По способу движения:

скользящим, ступающим, (на пологих склонах и снежной целине)

лесенкой, полу лесенкой. (применяется на крутых склонах)

Подъемы лесенкой:

Это подъем на склон боковым приставным шагом. Лыжи ставятся поперек склона горизонтально на ребро.

Шаг начинается с ноги расположенной выше по склону. Туловище держать вертикально, колени наклонены к склону для постановки лыж на ребро.

Верхнюю полку при этом стоит немного впереди нижнюю немного позади крепления.

Способ елочкой

Способ елочкой применяют на прямом, довольно крутом подъеме ангелы же при этом ставятся на внутренние ребра. Носки лыж разводятся широко в стороны- наружу. Сохнутая в колене нога выносится вперед- вверх. Ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой. Полки для опоры ставятся по бокам и позади лыж.

Способ полу - елочкой

Способ полу-ёлочкой применяется при подъеме наискось по подъему средней крутизны. Верхняя лыжа движется прямо по направлению подъема, а нижняя отводится носком наружу и становится на внутреннее ребро.

Спуски.

Спуски можно выполнить из:

— основной стойки,

— Высокой,

— низкой стоек

Чаще всего применяется основная стойка.

Основная стойка — ноги слегка согнуты в голеностопных и коленных суставах, туловище немного наклонено вперед, вес тела равномерно распределён на обе ноги, руки слегка согнуты, с полки направлены назад.

Низкая стойка — ноги лыжника сильно согнуты, туловище наклонено вперед, согнутые руки подняты вперед и кладутся на колени. Это стойка применяется на прямых пологих спусках.

Высокая стойка — лыжник держится прямо, ноги слегка согнуты для амортизации неровностей лыжник.

Торможение

Плугом — лыжник смыкая носки лыж разводятся задники сильно прижимая колени друг другу.

Лыжи при этом ставятся на внутренние ребра.

Торможение полуплугом или полу-упором удобно при спусках наискосок. При этом одна лыжа продолжает скользить по прямой, другая отводится в сторону, и ставится на внутреннее ребро и упирается в снег.

Носки лыж смыкаются, колени сильно согнуты, слегка сближаются.

Методы и приемы формирования двигательных навыков на лыжах.

Этапы обучения и методика.

Большую роль в обучении ходьбе на лыжах отводится воспитателю (руководителю физического воспитания) он должен не только хорошо представлять себе все движения в целом запятая видеть его отдельные элементы, но и уметь выполнять его правильно и красиво.

I этап обучения. Формируются двигательные навыки, складываются общие представления о движениях. Ведущая роль отдается показу, проживающему объяснение

II этап. Показ и объяснение конкретно задание. Воспитатель работает над элементами техники.

III этап. Объяснение носит характер кратких словесных указаний. Воспитатель работает над чистотой техники.

Методика.

Каждое занятие должно быть эмоционально насыщенным и содействовать всестороннему развитию личности ребенка.

Занятие состоит из трех частей:

1 часть. Вводно подготовительная.

Подготовка организма к предстоящей физической нагрузки.

Когда дети после построения оставляют лыжи на снегу делают пробежку, имитацию движений рук и ног на месте в зависимости от хода, 3-4 упражнения На разные группы мышц или любое игровое задание.

Например:

1. Веревочка. (бег в 6 за руки)

2. След в след (ходьба друг за другом)

3. Ходьба под воротцами

Вводную часть можно проводить на лыжах, можно на утрамбованной площадке.

2 Основная часть

Задачами ОСНОВНОЙ ЧАСТИ занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости.

Так дети 6 лет ходят по учебной лыжне то кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100м для отработки длинного скользящего шага и т. п.

В основной части занятия проводятся упражнения:

ходьба под воротца,

ходьба с приседанием,

с хлопками,

с поворотами,

со скольжением и пробежкой).

Сюда же входят проведение спусков, подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки.Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и не разу не упадет», «Кто пройдет и не разу не уронит мешочка», «Кто не разу не опустит руки» и др.

3 Заключительная часть.

Основной задачей ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.

Обучение ходьбе на лыжах детей 4 - 5 лет. (Средняя группа)

В средней группе продолжается формирование двигательных навыков ходьбы на лыжах. При передвижении ребенок еще широко расставляет руки и ноги. При этом он долго не может найти правильного положения туловища. Чаще всего стоит прямо, сохраняя привычное равновесие. Недостаточность гипнологи в колене не дают необходимые силы для отталкивания.

Скольжение в этом возрасте едва намечается; это даже не скольжения, а своего рода подтаскивать нее ноги до уровня опорной ноги.

Дети 4 5 лет успешно овладевают спусками невысоких склонов. При спусках они значительно быстрее овладевают правильной техникой передвижения на лыжах, динамическим и статическим равновесием.

Задачи обучения

1 укрепить умение надевать и снимать лыжи, стоять no parallel настоящих лыжах. Освоить усвоить отягощения ног лыжами.

2 развивать динамическое равновесие.

3 закреплять умение ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом, дима повороты на месте переступанием.

4 учить спуску с пологих склонов в низкой стойке и подъема на склон "лесенкой".

Методика обучения ходьбе на лыжах в старших группах.

Задачи:

Старшая группа Подготовительная группа

1. Развивать «чувство лыж», «чувство снега».

2. Развивать равновесие.

3. Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах.

4. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему, ступающим шагом.

5. Закреплять навык подъема «лесенкой».

6. Продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.

7. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении.

8. Познакомить детей с торможением лыжами «упором».

1 дать основы техники передвижения на лыжах попеременно двухшажный ход.С этой целью:

а) помочь детям овладеть основами перекрестной координации движений при ходьбе с палками.

б) Обучать передвижению на лыжах, добиваясь одно опорного скольжения.

в) Обращать внимание на правильное подсидание, законченный толчок и широкий скользящий шаг.

г) Стремиться к более энергичному выноса маховой ноги, с тобой вперед.

Второе продолжать развивать чувство лыж, чувство снега и чувства равновесия.

3 овладеть спусками с ровных склонов большей крутизны, при длине склона 18 метров в различных стойках.

Подробности методики смотрите в презентации

Для закрепления навыков ходьбы на лыжах в этой группе проводятся выезды за город.

К концу года дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, более плавными, отдельные циклы движения – более стандартными, значительно уменьшаются боковые качения.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Методический материал для педагогов к 75-летию Победы «В небе «Ночные ведьмы». Часть 2Методический материал для педагогов к 75-летию Победы «В небе «Ночные ведьмы». Часть 2 Я продолжаю свой рассказ о улицах, памятных местах и истории района, где я сейчас живу, посвященным Великой Отечественной Войне. Еще.

Методический материал для педагогов к Всемирному Дню почты «Московский Императорский почтамт»Методический материал для педагогов к Всемирному Дню почты «Московский Императорский почтамт» Вступление: 9 октября- Всемирный день почты. Давно я задумала к этому дню написать что-нибудь «почтовое». Тем более в этом году Почте.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Методический материал для педагогов ДОУ «Лыжи в детском саду»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 23:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 апреля. Всемирный день моркови

Есть много тематических праздников, посвящённых еде. Однако, честно говоря, отмечание некоторых из них не очень-то полезно для здоровья. Другое дело – Всемирный день моркови! Похрустеть этим оранжевым...

4 апреля. День витамина С на МААМ

Четвертое апреля считается днем рождения витамина С. Американский ученый Чарльз Глен Кинг 4 апреля 1932 года не только сумел выделить из капусты вещество, которое стали называть витамином С, но и...

Выставка рисунков по правилам дорожного движения «Зеленый огонек»
Безопасно по дорожкам мы шагаем в детский сад, И все правила движения мы умеем соблюдать. Мы на красный не бежим, и на желтый мы стоим, Но, а если вдруг...
Фото отчёт «Наши зимние прогулки»
Зима – самое любимое время года для всех ребят. Это не только сказочное и волшебное время, когда празднуется Новый год с новогодней ёлочкой, с Дедушкой...
Конспект занятия по развитию речи «Моя любимая игрушка» (для детей старшей группы)
Автор: Лиховидова Софья Михайловна. Должность, место работы: студентка "Вешенского педагогического колледжа им. М. А. Шолохова", специальности...