МААМ-картинки

Презентация «Речевой слух»

кира пашина
Презентация «Речевой слух»

Презентация на тему "Речевой слух"

Воспитатель:Кира Александровна Пашина

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Для начала вспомним, что такое слух вообще?

Слух - это способность человека с помощью органов слуха (ушей) воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде.

Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

Публикация «Презентация „Речевой слух“» размещена в разделах

Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи.

СЛАЙД 3

Речевой слух подразделяется на:

-фонематический слух – способность правильно слышать, узнавать и различать звуки речи;

-физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

-звуковысотный слух – это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос;

-тональный слух – способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

-ритмический слух – способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить её.

СЛАЙД 4

При помощи речевого слуха осуществляется:

-контроль произносимого текста;

- приспособление к тону собеседника;

-слуховое восприятие речи;

-контроль над звучанием своего голоса.

Несовершенство фонематического слуха может стать одной из причин появления трудностей в школе при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения (дислексии) и письма (дисграфии).

Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.

Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого слуха начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

Поэтому так важно в раннем дошкольном возрасте уделить внимание на развитие неречевого слуха.

Различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, трогать, брать в руки.

Так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого - громкого», «быстрого - медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

СЛАЙД 5

С детьми проводятся игры, направленные:

-на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом (действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;

- узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;

-определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов;

-определение направления издаваемого звука;

- воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.

Хорошо прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудить услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

СЛАЙД 6

Одним из эффективных средств развития всех компонентов речевого слуха являются, как известно, дидактические игры.

Дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Игры используют по принципу усложнения игровых и учебных заданий.

Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка.

НАПРИМЕР такие игры:

«Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);

«Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);

«Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).

Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания.Важно при этом обогащать лексику ребенка словами, определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д.

Организуются такие игры:

«Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);

«Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);

«Звучащие коробочки» (ребенку предлагается прослушать звучание одинаковых коробочек с наполнителями в виде различных круп в определенной последовательности, после этого необходимо воспроизвести их звучание в заданной последовательности).

Игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность):

«Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);

«Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

«Какой звук?» (у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).

Игры на формирование умения слышать определенный звук:

«Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);

«Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу);

«Угадай» (ребенку предлагается повторить цепочку из 3-4-5 слов и назвать слово с заданным звуком «с»: зонт, шар, сыр, (жук, шум).

«Начало, середина, конец» (развитие фонематического слуха: научить ребенка распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т. д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

«Выдели слово».

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись»

Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)

- Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний - А.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.

Вариант: то же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Звуки по кругу»

Игра направлена на различения согласных по твердости и мягкости, глухости и звонкости. У ребенка карточки-символы, или карточки - картинки. Педагог подбирает картинки на отрабатываемые звуки, ребенок должен определить, какой это звук, твердый или мягкий, глухой или звонкий и положить в определенный домик

Игры на дифференциацию групп звуков:

«Не ошибись» (у детей на столах по 2 картинки. Картинку со звуком «с» (санки) надо положить справа, со звуком «ш» (шкаф) – влево);

«Найди свой домик» (педагог ставит на наборное полотно 2 плоскостных домика с окошками. На крыше одного домика – буква З, другого – Ж. Дети должны расселить животных, изображенных на маленьких картинках, в определенные домики в соответствии с изучаемыми звуками).

Игры на замену одного звука другим:

«Найди пару»: у педагога диск, в верхней части которого картинки. У детей предметные картинки, отличающиеся от приклеенных на диске только одним звуком. В центре диска двойная стрелка. Педагог ставит стрелку на одну из картинок, ребенок должен подобрать картинку, отличающуюся только одним звуком от предложенной, и назвать звуки, которыми отличаются слова; «Назови картинки» (детям предлагаются 2 картинки, отличающиеся одним звуком (ложки – рожки). Надо назвать этот звук.

Чтобы развить фонематический слух у ребёнка, придётся потрудиться!

Чем раньше вы начнёте заниматься с ребёнком, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем!

Прикреплённые файлы:

rechevoi-sluh_doddg.pptx | 108,01 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Дома играем — фонематический слух развиваем» Каждый человек знает, что такое слух и какое значение он имеет. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический.

Консультация «Фонематический слух» Фонематический слух - основа речи Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать.

Консультация для родителей «Развиваем фонематический слух у дошкольников» Особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Фонематический слух.

Консультация для воспитателей «Фонематический слух-основа речи» Фонематический слух – это способность различать фонемы, звуки русского языка. Фонема- (от др. греч. - «звук») – минимальная смыслоразличительная.

Методические рекомендации для родителей «Развиваем фонематический слух» Методические рекомендации для родителей Развиваем фонематический слух Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой обучения.

Презентация работы по театрально-речевой деятельности и театрализация сказки «Теремок» Хочу рассказать о своей работе по проекту "Развитие речи детей младшего и среднего возраста средствами малых форм фольклора и театрализованной.

Презентация «Речевой центр. Организация речевого центра в подготовительной группе» Речь взрослых является образцом для подражания детей. Поэтому она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости: тихая – снижает.

Презентация «Речевой уголок в группе» Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности у детей» Актуальность темы:Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития детей в театральной деятельности, которая способствует.

Презентация «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» Тема «Чудеса на песке или песочная терапия как средство развития речевой деятельности детей» Содержание Цель работы: • повышение своего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Речевой слух»
Опубликовано: 28 января 2019 в 19:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД