Лучший педагог года

Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка

Ольга Калинина
Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка

Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка.

(доклад к презентации).

2. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка» размещена в разделах

3. Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребёнка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Исходя из этого, можно утверждать: занимаясь творчеством, ребёнок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передаётся как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры.

Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так, как меняется опыт ребёнка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребёнка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив самое ценное в них, мы на этой основе выделим новообразования, которые будут способствовать творческому росту.

Если рассматривать детское изобразительное творчество объективно : в действительности оно существует и проявляется благодаря «сверхрассудочной» и «рассудочной деятельности». На этот факт размышляя о деятельности, ссылался ещё Платон.

Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребёнка – всё то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае неважно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов.

«Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном сочетании трё х сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии, духовной гармонии человека и образа, как некой интеграции природных и абстрактных форм» (Философский энциклопедический словарь)

«Творчество – это некое начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности» Н. А. Бердяев.

В оценке детского изобразительного творчества действуют факторы времени и системы. Чтобы повысить уровень творческого развития, взрослый должен знать, как ребёнок поэтапно овладевает общими закономерностями художественных свойств и отношений, иметь чёткое представление на протяжении всего дошкольного периода, включая ранний возраст, смена одних изобразительных предпочтений другими; как меняется характер построения изобразительного образа; как изобразительное творчество влияет на другие структуры его личности (умственное, нравственное, трудовое развитие).

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

4. Изодеятельность - это всего лишь один из видов дополнительного образования дошкольников. Основной мотив: подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики.

Важным видами изобразительной деятельности в детских дошкольных учреждениях являются:

1. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

2. Лепка – является разновидностью скульптуры, своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения.

3. Аппликация – дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.

5. В первой младшей группе прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.

В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.

Во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом, красками и умением изображать различные предметы.

Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.

В средней группе, как и в младшей, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.

Для детей, которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.

В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. В начале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.

В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.

Основная структура предмета при этом движении не должна сильно изменяться, так же как и форма частей. Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ноги повернуты носками в одну сторону и т. д.

Необходимость изменить форму при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру, сравнивать с ней рисунок.

6. Большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеет лепка. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «. В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного тела от приставных частей, все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

В первой младшей группе, на третьем году жизни в развитии ребенка происходят важные качественные изменения. В этом возрасте ребенок хорошо понимает словесную инструкцию, с помощью которой взрослый руководит его действиями и поведением. У двух - трехлетних детей хорошо развита и способность подражать действиям, игра начинает носить сюжетный характер. Большие изменения происходят в развитии руки, движения ребенка становятся более координированными (что подготовлено различными видами деятельности). К этому возрасту происходят существенные накопления в сенсорном опыте детей. Они четко различают основные геометрические формы, устанавливают их сходство и различие. Все это делает возможным проведение занятий лепкой.

Во второй младшей группе ребенок интенсивно развивается. В результате сенсорной работы, проделанной на предыдущем этапе, восприятие детей становится более дифференцированным, у них складываются представления о форме, цвете предметов, их величине. Происходит дальнейшее развитие памяти.

С обогащением опыта детей и совершенствованием речи развивается детское воображение. Первоначально образы непроизвольного воображения возникают под влиянием воздействия взрослых, но замыслы детей еще бедны и неустойчивы.

Ребенок пятого года жизни отличается большей выносливостью и подвижностью. Дальнейшее усложнение деятельности и обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов: развивается мышление — дети могут выделять более существенные признаки предметов, группировать их по назначению, качеству, материалу, им становится доступно понимание простейших связей и отношений; начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания; совершенствуются зрительные, слуховые, осязательные восприятия, которые приобретают более устойчивый и целенаправленный характер.

Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5—6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения — оно становится более четким.

Дети подготовительной группы уже могут создавать в лепке довольно выразительные образы. Это определяется тем, что они накопили большой запас зрительных образов, которые могут лечь в основу изображения; произошли изменения в физическом развитии: окрепла мускулатура кисти руки, а в связи с этим развились тонкие движения пальцев; дальнейшее развитие получила речь. Изменения в развитии ребенка ведут к тому, что изменяется и характер его изобразительной деятельности.

7. Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.

Усвоение основных приемов вырезывания:

- разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

- вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

- вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру;

- создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы; в первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой, по своему желанию или по показу воспитателя раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы - домик, цветок и др.

В средней группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации:

- развивать умение составлять предмет из нескольких частей;

- научить располагать в узоре несколько форм (10 - 12);

- развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;

- развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;

- познакомить с формой овала и треугольника;

- освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям.

Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.

Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах. В декоративных работах расположение элементов зависит от формы украшаемого узором листа.

Решение задач, поставленных программой, возможно лишь при наличии развитого глазомера, чувства симметрии и ритма, которые помогают правильно с точки зрения композиции заполнять лист в зависимости от характера наклеиваемых форм. Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной — заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы.

Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например у дома - окна и дверь, снеговик стоит на снегу, на голове у него шапка или ведро и т. д.

Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.

Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:

- развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;

- развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

- использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.

Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).

В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:

- осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;

- развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;

- использовать все цвета спектра и их оттенков.

Основная задача в обучении детей 6-7 лет по всем видам изобразительной деятельности — развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.

Силуэтное вырезывание — один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. Однако при воспроизведении предмета ребенок идет по пути вычленения отдельных его частей и последовательного их изображения, а не схематичного наброска контуров. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).

8. Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе рисования закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого объекта или явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и другое).

В процессе рисования и лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести её до конца. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать.

Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке, и т. п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки, пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью – это важное средство развития личности дошкольника. В изобразительной деятельности ярко проявляется активность личности и, прежде всего, активность познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль преемственных связей дошкольного отделения и основной школы в формировании успешной личности ребенка Успешность становится идеологией XXI века, где человек должен прогибаться и пресмыкаться перед более важным человеком, постепенно поднимаясь.

Доклад из опыта работы «Ведущая роль семьи в становлении личности дошкольника» Дошкольное детство является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребёнка. Именно в это время закладывается базовые качества личности,.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе его коммуникативном развитии «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» Дошкольное детство представляет.

Особенности развития детского изобразительного творчества Особенности развития детского изобразительного творчества «Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют.

Роль и место самообразования и самопознания в становлении педагога-профессионала .

Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилось и.

Роль подвижных игр в становлении личности ребенка. Подвижные игры как средство формирования разносторонне развитой личности ребенкаВ современном мире, в эпоху информационных технологий, люди.

Значение культуры и образования в дошкольном возрасте при становлении личности человека ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Чуева В. И., воспитатель МАДОУ «Центр развития.

Уголок изобразительного творчества «Каляка — Маляка»Уголок изобразительного творчества «Каляка — Маляка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию наш уголок изобразительного творчества "Каляка - Маляка". С сентября.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка
Опубликовано: 28 мая 2017 в 17:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД