МААМ-картинки

Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста

Ольга Елизарова
Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилось и само качество, суть детской игры : она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. По мнению В. М. Григорьева – собирателя, организатора и реставратора народной игры, играть стали не меньше, а хуже. «Качество игр стремительно падает, - пишет он. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство… Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр – генетического фонда игровой культуры каждого народа»

Публикация «Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проведенное недавно психологическое исследование в детских учреждениях показало, что на вопрос «Во что вы любите играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру; 4% назвали компьютерные игры; четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры и т. п., которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит и ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Игра, как и любое другое творчество, ярко отражает внутренний мир личности.

Через игровые действия человек приближался к пониманию законов мироздания и даже пытался повлиять на их ход. Проигрывая важнейшие события (женитьбу, рождение ребенка, люди подготавливались к ним и заранее принимали в свою жизнь. Так исподволь облегчался переход от одного жизненного этапа к другому.

Обязательным было присутствие игр (настольных, подвижных, ролевых) в быту городских семей. Они помогали преодолеть монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.

Игры современных детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. В этой ситуации обращение к народным играм - основе и первоначальному источнику игровой культуры в целом может стать одной из реальных возможностей помощи педагогу в работе с детьми.

Традиционные игры занимают особое место среди разнообразия детских игр. Они проверены временем и основываются на интуитивно правильном понимании личности ребенка и его потребностей. Это позволяет им органично и непринужденно входить в жизнь детей.

С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе).

Традиционные русские игры несут в себе неограниченные психотерапевтические и психокоррекционные возможности. В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешать неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в устоявшиеся комплексы.

Детская игра защищает еще не окрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Ребенок не просто играет, а рассказывает окружающему миру о том, что его радует или беспокоит.

Несхожесть жизненных ситуаций, в которые попадают маленькие игроки, порождает многоцветие придумываемых ими игр. Конкретные впечатления или проблемы требуют своего решения. Но, кроме того, народная культура предлагает россыпь универсальных игр, подходящих любому ребенку для решения общедетских задач.

Во многих народных играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм (переворачивание, разбивание вещей, кражи и другие малопривлекательные поступки).

В первые годы жизни ребенок должен многому научиться. Одно из самых важных осваиваемых им умений - искусство жить среди других людей. Чем гармоничнее складываются отношения малыша с окружающими, тем более уверенным в себе он становится, тем больше радости получает от встреч с внешним миром. Чем шире контакты ребенка с окружающими, тем чаще он сталкивается с необходимостью подчинять свои сиюминутные желания существующим в общественной жизни правилам. Для маленького человека это не всегда легко. Игра дает возможность хотя бы иногда вести себя не так, как надо, а так как хочется, нарушая все запреты, не опорочив при этом свое поведение в реальности. Таким образом, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, снимается психическое напряжение.

В народных играх ребенок не только находит лазейку для нарушения правил, но и, в первую очередь, учится их соблюдению.

Трудно назвать традиционную игру, которая бы не подчинялась правилам. В одних - это описание хода игры или запрет на выполнение определенного действия, в других - развернутая система разрешений и запретов, трудно запоминающихся с первого раза. В сюжетно-ролевых играх главное правило - следование определенной ролевой линии по ведения и ролевой речи (побывав в разных ролях, ребенок, кроме того учится понимать и уважать других людей). Самое главное, что в игре ребенок сам учится справляться со своими желаниями. Он в этом личностно заинтересован. Не соблюдающего правила, в следующий раз уже не позовут в игру, а чем старше ребенок, тем большую роль в его жизни играют контакты со сверстниками. Так что постоянным и неослабевающим мотивом выполнения правил в итоге служит потребность в полноценном общении с другими детьми и ценность их общества.

В настоящее время начинает значительно переоцениваться роль интеллектуального развития дошкольников в ущерб эмоциональному становлению личности. При этом забывается, что здоровый, с интересом смотрящий на мир ребенок с успехом овладеет большинством интеллектуальных навыков и в более старшем возрасте. Чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее ощущает он себя в жизни. Источником насыщенных впечатлений и эмоционального раскрепощения служат игры. Подавляющее большинство народных игр сопровождается : фейерверком эмоций, давая возможность играющим вдоволь нашуметься, набегаться и насмеяться.

В играх построенных на принципах хоровода физические взаимодействия не только помогают детям лучше познать свое тело, но и успешнее, чем многие слова воспитателя, формируют понимание того, что значит быть в группе и вне её, как важно крепко держаться за руки товарищей и, наоборот, при необходимости прорваться сквозь цепь ладоней. И что разговаривать можно не только словами, но и языком тела. Хоровод - один из самых древних народных обрядов. Хоровод возник как народный обряд, посвященный приходу весны и лета.

". Всякий, - писал в середине прошлого века русский этнограф П. Сухонин, - кто говорит о русской музыке, о русской драме, о русской опере, даже о русском языке, должен сознавать важность значения русского хоровода как первообраза самобытного проявления русского искусства" [25.6]. Хороводные игры различны по правилам и, соответственно отличаются характером взаимодействия на играющих. Они сопровождаются общим весельем, быстрым движением по кругу и незаменимы после умственных нагрузок как возможность кардинально сменить род деятельности и обеспечить полную психоэмоциональную разрядку.

Любимы дошкольниками игры, в которых действие построено вокруг выбора одних детей другими. Выбор подтверждает, что ребенка, ценят как партнера и товарища, а в старшем дошкольном возрасте признание и одобрение со стороны окружающих уже чрезвычайно важны для поддержания положительного самоощущения.

Традиционные игры - не единственный способ разрешения педагогических проблем. Однако и обойтись без них человеку, желающему вырастить разносторонне развитого ребенка, невозможно. Это именно та, часто забываемая и скрываемая от невнимательных глаз основа, на которой построено большинство новейших и остромодных изысканий в области педагогики и психологии.

Публикации по теме:

Использование дидактической игры при формировании фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста «Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование.

Роль преемственных связей дошкольного отделения и основной школы в формировании успешной личности ребенка Успешность становится идеологией XXI века, где человек должен прогибаться и пресмыкаться перед более важным человеком, постепенно поднимаясь.

Роль игры в формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Роль игры в формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста». Составила: учитель-логопед Колпакова Л. А..

Роль игры в жизни ребенка младшего дошкольного возраста Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, воспитатель. На третьем году жизни.

Роль мультфильмов в формировании личности ребенка Психологи убеждены, что роль мультфильмов в воспитании ребенка огромна. Ведь герои мультиков для ребенка — главный авторитет (после родителей,.

Роль патриотического воспитания в формировании личности дошкольника. Одним из важных периодов становления личности человека - является дошкольное детство. В этом возрасте закладываются основы гражданских качеств.

Роль театрализованной игры в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения О. В. Сидорова воспитатель МАДОУ «МАЯЧОК» дс «Капитошка Нижний Тагил Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования навыков безопасного.

Роль закаливающих мероприятий в формировании здоровья детей дошкольного возраста Закаливание составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение.

Тренинговое занятие с элементами игры «Роль игры в жизни ребенка раннего возраста» ХОД ЗАНЯТИЯ: Вводная часть 1. Психогимнастическое упражнение «Поменяйтесь местами…» (1 минута) Цель: активация участников на работу, знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 17:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Елизарова (УИ 410517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД