Конохова Марина
Презентация «Опыт работы по приобщению детей подготовительной группы к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.
М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир»
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Публикация «Презентация „Опыт работы по приобщению детей подготовительной группы к чтению“» размещена в разделах
Я считаю, что современные дети предпочитают просмотр мультиков и компьютерные игры, а не чтение книги, так как в силу своих возрастных особенностей обладают наглядным характером мышления, высокой физической активностью, дефицитом внимания. При слушании текста, ребенку надо самостоятельно воссоздать образ, приложив к этому определенные усилия (активное участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, а для современного ребенка это непросто, и поэтому у детей отсутствует устойчивый интерес к чтению.
Данная проблема не обошла стороной и моих воспитанников. В процессе беседы и наблюдения за детьми выяснилось, что при наличии книг дома дети дошкольного возраста плохо знают русские народные сказки, произведения русских и зарубежных авторов, т. к. родители мало читают детям художественные произведения. Результаты наблюдения показали, что дети любят слушать художественные произведения, но по разным причинам книги дома родители не читают. У 100% детей есть любимые книги, герои.
Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые; педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения, поэтому я уделяю особое внимание работе с родителями.
Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:
- Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
- Наличие портретного фонда детских писателей
- Наличие грамматических словарей для воспитателей.
- Организация групповых книжных уголков.
Цель работы :
Развитие интереса к художественной литературе.
Формирование литературного вкуса.
Воспитание будущего читателя.
Для успешной организации приобщения детей к чтению определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками - иллюстраторами.
Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.
Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества).
Сформировать положительный образ «я».
Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Начитать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» - детский сад.
В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом формируется нравственная и культурная основа личности.
Прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, я использую разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающее детей, смогут приобщив детей к чтению книг.
Методы работы по приобщению детей к чтению :
Словесные:
Чтение художественных произведений.
Беседы по прочитанному.
Заучивание наизусть.
Пересказ произведений.
Практические: т
Игры - драматизации.
Дидактические игры.
Элементы инсценирования.
Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
Театрализованная деятельность.
Наглядные:
Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
Просмотр видеороликов, фильмов.
Оформление выставок.
Использование разных видов театра.
Формы работы :
Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников - иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).
Культурно - досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры.
Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды и организации книжных уголков.
Необходимо учить детей сразу относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.