Елена Фёдорова
Презентация «Родом из Донского края». Опыт работы по внедрению регионального компонента в нашем детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
1
Слайд 1-2
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Публикация «Презентация „Родом из Донского края“, Опыт работы по внедрению регионального компонента в нашем детском саду,» размещена в разделах
Слайд 3
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих и педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. В наше время патриотизм, народная культура способны стать единственной системой ценностей, имеющей в основе глубокие корни – любовь к Отечеству – земле наших предков, отцов и дедов, земле, дающей нам хлеб насущный.
Целью внедрения регионального компонента является :
- формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций,
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре,
-развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Слайд 4
Задачи:
1. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;
2. Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание).
3. Создание условий для воспитания детей на традициях народной педагогики;
4. Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков.
5. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.
Слайд 5
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Слайд 6
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
-использование программ и технологий по краеведению;
-комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
-создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
-учет специфики организации и построения педагогического процесса;
-использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Основными направлениями деятельности ДОУ по реализации регионального компонента :
-изучение национальных традиций и обычаев,
-воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову,
-преодоление социальной незрелости,
-формирование толерантного отношения к другим.
2
И сегодня мы хотели поделиться опытом работы по внедрению регионального компонента в нашем детском саду. За основу мы взяли программу «Родом из Донского Края».
Слайд 7
У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.
От Воронежа до Азовского моря простиралось Дикое Поле – необъятная седая ковыльная степь. Изредка здесь проходили кочевники, направляясь на север, в pуccкие пределы, и, получая отпор уходили к Каспию, на Кубань или в Крым.
Летом по степи гуляли горячие ветры-суховеи, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихри кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной становилась она ласковой и щедрой. Во множестве водились зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица.
Вот на этой земле и появились первые постоянные поселения донских казаков. Глубочайшие исторические корни казачества, уходящие в землю донскую, пронизывают тысячелетия.
Казаки прежних веков, как это не странно звучит, не считали себя русскими, а казаками – отдельным народом, хотя и родственным по вере и языку русским, населяющим Русь.
В нашем детском саду создаются равные условия для полноценного целостного развития ребенка: обеспечивается физическое, познавательное, рeчeвoe, социальное и эстетическое развитие детей, воспитание патриотизма на основе культурно-исторических традиций донского казачества.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Для того чтобы начать работу в МДОУ по внедрению регионального компонента нам необходимо было определить следующие направления деятельности:
– создание условий для удовлетворения и реализации этнокультурных образовательных потребностей;
– изучение литературы по введению регионального компонента;
– выработка принципов и механизмов взаимодействия в содержании образования на всех ступенях воспитания.
Слайд 8
Работу по внедрению регионального компонента распределили на тематические блоки таким образом, чтобы на каждом новом витке происходило закрепление прошлого опыта и формирование новообразований:
Слайд 9
1 БЛОК 3-4 года: «Фольклорное наследие»
Цель этого блока приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи :
• Формирование эмоциональной сферы ребенка, освоения ценного опыта поколений.
• Знакомство с малыми фольклорными формами,которые расширяют кругозор детей, обогащают их чувства и речь, формируют отношение к окружающему миру.
Методы и приемы:
• Речевое общение
• Игры
• Совместные праздники с родителями
• Наблюдения
• Рассматривание иллюстраций
В результате изучения блока «Фольклорное наследие» дошкольник может:
• Знать несколько потешек
• Узнавать знакомые народные песенки, подпевать их
• Различать народные игрушки (матрешки, ложки, куклы)
• Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра
• Проявлять эмоциональную отзывчивость
• Играть в народные игры
Слайд 10
2 БЛОК. 4-5 лет: «Моя семья и Я»
Целью которого является изучение семьи и установление контактов с ее членами.
Задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
• индивидуальная работа с семьей,
• дифференцированный подход к семьям разного типа
Методы и приемы:
• Рассказы взрослых
• сюжетно-ролевые игры.
• Совместные праздники с родителями
• Наблюдения
• Рассматривание иллюстраций, фото.
• Практическая деятельность
Слайд 11
Формы работы используемые в данном блоке:
• Интегрированные занятия
• Игры
• Праздники, развлечения
• Совместная деятельность с родителями
• Театрализация
• Продуктивная деятельность
Опыт семейного воспитания представляется в виде:
• Создание фотоальбома «Моя семья»
• Создание альбомов «Мамочка моя», «Наши детки» (рисунки, рассказы)
• Газеты, буклеты для родителей
В результате изучения блока «Моя семья и Я» дошкольник может:
• Рассказать о себе, своей семье, семейных традициях
• Рассказать о своей малой родине
• Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье
Слайд 12
3 БЛОК. 5-7 лет «Родом из Донского края»
Целью является развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи:
-Пробудить интерес к истории и культуре родного края, формировать эстетическое и нравственное их восприятие.
-Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Дона, бережное отношение к культурному наследию своего края, своей малой родины, гордости за свой край.
Методы и приемы:
• Рассказы взрослых
• Игры народные, сюжетно-ролевые.
• Совместные праздники с родителями
• Наблюдения, экскурсии
• Рассматривание иллюстраций, фото.
• Практическая деятельность
Слайд 13
Формы работы :
• Интегрированные занятия
• Игры
• Праздники, развлечения
• Совместная деятельность с родителями
• Наблюдения, экскурсии
• Театрализация
• Продуктивная деятельность
Слайд 14
В результате изучения блока «Родом из Донского края» дошкольник может:
• Знать названия своего края, района, своей малой родины
• Знать адрес проживания
• Иметь представление об истории области, района, станицы
• Иметь представление об истории и обычаях донского казачества
• Рассказать о своей малой родине
• Знать несколько фольклорных произведений, драматизировать их
• Реализовывать полученные знания через продуктивную деятельность
• Знать представителей растительного и животного мира нашего края
• Проявлять самостоятельную творческую деятельность
Слайд 15
Развивающая среда групп организованна с учетом взятого нами регионального компонента :
Младшие группы: «Фольклорное наследие» :
• Народными куклы и игрушки (матрешки, пеленашки, свистульки, ложки и т. д.)
• Иллюстрации потешек, песенок, прибауток
• Русские народные костюмы или элементы костюмов
• Картотека малых фольклорных форм
Средняя группа: «Моя семья и Я» :
• Тематические альбомы «Моя семья», «Наши папы», «Мамочка моя»,
• Подбор литературных и музыкальных произведений о семье, детях.
Слайд 16
Старшая и подготовительная группы: «Родом из Донского края» :
• Символика области, района
• Фотоальбомы о городе
• Тематические альбомы о родном крае
• Народные куклы (казак и казачка)
• Казачьи костюмы или элементы костюмов
• Подбор литературных и музыкальных произведений о Донском крае, казаках
• Информация об истории и обычаях края
3
Ведущая цель работы – создание условий для формирования личности ребенка с опорой на местный краеведческий материал.
Слайд 17
Ведется работа на занятиях по физической культуре. С детьми разучиваю русские народные подвижные игры, в которые играли их отцы и деды, разучиваю русские народные песни, танцы, хороводы, зазывалки.
Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты, поэтому в основе системы воспитания лежит знакомство с русским фольклором, народным творчеством Донского края.
Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре: увидеть в действии прялку, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для нашего времени предметы, мы решили совместно с родителями воссоздать элементы обстановки казачьего куреня, наполнив ее предметами старины.
Стараемся применять русские народные традиции в повседневной жизни детей: используем потешки, прибаутки в работе с детьми в группах младшего возраста. Восприятие частушки – короткой рифмованной песенки, доступно детям второй младшей, средней групп. Детей старшего возраста знакомим с русской и казачьей песнями, демонстрируя, как в них отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.
Большой интерес вызывает знакомство с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Изучение календарного детского фольклора осуществляю через участие детей в календарных праздниках.
Слайд 18
Тематическое занятие «Родина моя»
Слайд 19
«КАЗАЧ ЬИ ПОСИД ЕЛК И». Развивать у детей познавательный интерес к обычаям и творчеству народной культуры, создать условия для этически ценных форм общения с близкими людьми, осознания уникальности черт и качеств ребенка.
Слайд 20
В декабре мы провели праздник "День матери-казачки". Отношение к женщине у казаков всегда было особенным, ведь именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь они почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием детей.
Слайд 21
Чтобы познакомить детей с внешним строением жилища казака,
пополнить словарный запас новыми словами (курень, низы, верхи, балясы, плетень) провели занятие «Жилище казака».
Слайд 22
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Результатом работы этого блока стало создание альбома «Моя семья», где, как мне кажется, отражается сущность каждой семьи.
В работе с родителями важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.
Слайд 23
В результате изучения курса «Родом из Донского края» дошкольник:
• Узнает историю своего края, своей малой родины
• Формируется чувство любви к своему народу, своей малой родине
• Знакомится с казачьим фольклором, с обычаями и традициями Донского края
• Формируется чувство патриотизма
• Воспринимает себя как часть общества
• Развивается интерес к познанию своего края, своей истории
Мы находимся только вначале пути, определены цели и задачи над которыми нам предстоит работать. Формировать личность выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если мы,взрослые, наполним жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатим среду, в которой он растет, заложим предпосылки высоких человеческих начал. Еще К. Д. Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души».
Слайд 24
Закончить свое выступление я хотела бы стихотворением :
Донской мой край!
Любимая сторонка!
Мой уголок родной – родной!
Тебя я воспеваю звонко
И о тебе пишу стихи.
Ты так прекрасна, милая сторонка,
На берегах речушки звонкой,
И золотится на полях пшеница
И ивы преклоняются тебе.
Любимый край, любимая сторонка!
Живи всегда, расти и расцветай!
Пусть солнце в небе над тобой лучится,
И каждый год приходит теплый май!
Спасибо за внимание.