МААМ-картинки

Презентация «Родом из Донского края». Опыт работы по внедрению регионального компонента в нашем детском саду.

Елена Фёдорова
Презентация «Родом из Донского края». Опыт работы по внедрению регионального компонента в нашем детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы

1

Слайд 1-2

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Публикация «Презентация „Родом из Донского края“, Опыт работы по внедрению регионального компонента в нашем детском саду,» размещена в разделах

Слайд 3

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих и педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. В наше время патриотизм, народная культура способны стать единственной системой ценностей, имеющей в основе глубокие корни – любовь к Отечеству – земле наших предков, отцов и дедов, земле, дающей нам хлеб насущный.

Целью внедрения регионального компонента является :

- формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций,

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре,

-развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Слайд 4

Задачи:

1. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;

2. Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание).

3. Создание условий для воспитания детей на традициях народной педагогики;

4. Формирование интереса к духовно-нравственному наследию предков.

5. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

Слайд 5

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Слайд 6

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

-использование программ и технологий по краеведению;

-комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

-создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

-учет специфики организации и построения педагогического процесса;

-использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Основными направлениями деятельности ДОУ по реализации регионального компонента :

-изучение национальных традиций и обычаев,

-воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову,

-преодоление социальной незрелости,

-формирование толерантного отношения к другим.

2

И сегодня мы хотели поделиться опытом работы по внедрению регионального компонента в нашем детском саду. За основу мы взяли программу «Родом из Донского Края».

Слайд 7

У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.

От Воронежа до Азовского моря простиралось Дикое Поле – необъятная седая ковыльная степь. Изредка здесь проходили кочевники, направляясь на север, в pуccкие пределы, и, получая отпор уходили к Каспию, на Кубань или в Крым.

Летом по степи гуляли горячие ветры-суховеи, зимой нависали вьюги, со стоном вскипали бураны и вихри кружили снежную пыль. Сурова и неприветлива была степь в непогоду. И только весной становилась она ласковой и щедрой. Во множестве водились зайцы, дикие козы, волки, лисы, всевозможная птица.

Вот на этой земле и появились первые постоянные поселения донских казаков. Глубочайшие исторические корни казачества, уходящие в землю донскую, пронизывают тысячелетия.

Казаки прежних веков, как это не странно звучит, не считали себя русскими, а казаками – отдельным народом, хотя и родственным по вере и языку русским, населяющим Русь.

В нашем детском саду создаются равные условия для полноценного целостного развития ребенка: обеспечивается физическое, познавательное, рeчeвoe, социальное и эстетическое развитие детей, воспитание патриотизма на основе культурно-исторических традиций донского казачества.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Для того чтобы начать работу в МДОУ по внедрению регионального компонента нам необходимо было определить следующие направления деятельности:

– создание условий для удовлетворения и реализации этнокультурных образовательных потребностей;

– изучение литературы по введению регионального компонента;

выработка принципов и механизмов взаимодействия в содержании образования на всех ступенях воспитания.

Слайд 8

Работу по внедрению регионального компонента распределили на тематические блоки таким образом, чтобы на каждом новом витке происходило закрепление прошлого опыта и формирование новообразований:

Слайд 9

1 БЛОК 3-4 года: «Фольклорное наследие»

Цель этого блока приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи :

• Формирование эмоциональной сферы ребенка, освоения ценного опыта поколений.

• Знакомство с малыми фольклорными формами,которые расширяют кругозор детей, обогащают их чувства и речь, формируют отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

• Речевое общение

• Игры

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения

• Рассматривание иллюстраций

В результате изучения блока «Фольклорное наследие» дошкольник может:

• Знать несколько потешек

• Узнавать знакомые народные песенки, подпевать их

• Различать народные игрушки (матрешки, ложки, куклы)

• Инсценировать отрывки из знакомых сказок с помощью различных видов театра

• Проявлять эмоциональную отзывчивость

• Играть в народные игры

Слайд 10

2 БЛОК. 4-5 лет: «Моя семья и Я»

Целью которого является изучение семьи и установление контактов с ее членами.

Задачи:

• повышение педагогической культуры родителей;

• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

• индивидуальная работа с семьей,

• дифференцированный подход к семьям разного типа

Методы и приемы:

• Рассказы взрослых

• сюжетно-ролевые игры.

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения

• Рассматривание иллюстраций, фото.

• Практическая деятельность

Слайд 11

Формы работы используемые в данном блоке:

• Интегрированные занятия

• Игры

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Театрализация

• Продуктивная деятельность

Опыт семейного воспитания представляется в виде:

• Создание фотоальбома «Моя семья»

• Создание альбомов «Мамочка моя», «Наши детки» (рисунки, рассказы)

• Газеты, буклеты для родителей

В результате изучения блока «Моя семья и Я» дошкольник может:

• Рассказать о себе, своей семье, семейных традициях

• Рассказать о своей малой родине

• Знать несколько фольклорных и литературных произведений о семье

Слайд 12

3 БЛОК. 5-7 лет «Родом из Донского края»

Целью является развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.

Задачи:

-Пробудить интерес к истории и культуре родного края, формировать эстетическое и нравственное их восприятие.

-Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Дона, бережное отношение к культурному наследию своего края, своей малой родины, гордости за свой край.

Методы и приемы:

• Рассказы взрослых

• Игры народные, сюжетно-ролевые.

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения, экскурсии

• Рассматривание иллюстраций, фото.

• Практическая деятельность

Слайд 13

Формы работы :

• Интегрированные занятия

• Игры

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Наблюдения, экскурсии

• Театрализация

• Продуктивная деятельность

Слайд 14

В результате изучения блока «Родом из Донского края» дошкольник может:

• Знать названия своего края, района, своей малой родины

• Знать адрес проживания

• Иметь представление об истории области, района, станицы

• Иметь представление об истории и обычаях донского казачества

• Рассказать о своей малой родине

• Знать несколько фольклорных произведений, драматизировать их

• Реализовывать полученные знания через продуктивную деятельность

• Знать представителей растительного и животного мира нашего края

• Проявлять самостоятельную творческую деятельность

Слайд 15

Развивающая среда групп организованна с учетом взятого нами регионального компонента :

Младшие группы: «Фольклорное наследие» :

• Народными куклы и игрушки (матрешки, пеленашки, свистульки, ложки и т. д.)

• Иллюстрации потешек, песенок, прибауток

• Русские народные костюмы или элементы костюмов

• Картотека малых фольклорных форм

Средняя группа: «Моя семья и Я» :

• Тематические альбомы «Моя семья», «Наши папы», «Мамочка моя»,

• Подбор литературных и музыкальных произведений о семье, детях.

Слайд 16

Старшая и подготовительная группы: «Родом из Донского края» :

• Символика области, района

• Фотоальбомы о городе

• Тематические альбомы о родном крае

• Народные куклы (казак и казачка)

• Казачьи костюмы или элементы костюмов

• Подбор литературных и музыкальных произведений о Донском крае, казаках

• Информация об истории и обычаях края

3

Ведущая цель работы – создание условий для формирования личности ребенка с опорой на местный краеведческий материал.

Слайд 17

Ведется работа на занятиях по физической культуре. С детьми разучиваю русские народные подвижные игры, в которые играли их отцы и деды, разучиваю русские народные песни, танцы, хороводы, зазывалки.

Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты, поэтому в основе системы воспитания лежит знакомство с русским фольклором, народным творчеством Донского края.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре: увидеть в действии прялку, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для нашего времени предметы, мы решили совместно с родителями воссоздать элементы обстановки казачьего куреня, наполнив ее предметами старины.

Стараемся применять русские народные традиции в повседневной жизни детей: используем потешки, прибаутки в работе с детьми в группах младшего возраста. Восприятие частушки – короткой рифмованной песенки, доступно детям второй младшей, средней групп. Детей старшего возраста знакомим с русской и казачьей песнями, демонстрируя, как в них отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.

Большой интерес вызывает знакомство с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

Изучение календарного детского фольклора осуществляю через участие детей в календарных праздниках.

Слайд 18

Тематическое занятие «Родина моя»

Слайд 19

«КАЗАЧ ЬИ ПОСИД ЕЛК И». Развивать у детей познавательный интерес к обычаям и творчеству народной культуры, создать условия для этически ценных форм общения с близкими людьми, осознания уникальности черт и качеств ребенка.

Слайд 20

В декабре мы провели праздник "День матери-казачки". Отношение к женщине у казаков всегда было особенным, ведь именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь они почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием детей.

Слайд 21

Чтобы познакомить детей с внешним строением жилища казака,

пополнить словарный запас новыми словами (курень, низы, верхи, балясы, плетень) провели занятие «Жилище казака».

Слайд 22

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Результатом работы этого блока стало создание альбома «Моя семья», где, как мне кажется, отражается сущность каждой семьи.

В работе с родителями важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.

Слайд 23

В результате изучения курса «Родом из Донского края» дошкольник:

• Узнает историю своего края, своей малой родины

• Формируется чувство любви к своему народу, своей малой родине

• Знакомится с казачьим фольклором, с обычаями и традициями Донского края

• Формируется чувство патриотизма

• Воспринимает себя как часть общества

• Развивается интерес к познанию своего края, своей истории

Мы находимся только вначале пути, определены цели и задачи над которыми нам предстоит работать. Формировать личность выпускника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.

Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если мы,взрослые, наполним жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатим среду, в которой он растет, заложим предпосылки высоких человеческих начал. Еще К. Д. Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души».

Слайд 24

Закончить свое выступление я хотела бы стихотворением :

Донской мой край!

Любимая сторонка!

Мой уголок родной – родной!

Тебя я воспеваю звонко

И о тебе пишу стихи.

Ты так прекрасна, милая сторонка,

На берегах речушки звонкой,

И золотится на полях пшеница

И ивы преклоняются тебе.

Любимый край, любимая сторонка!

Живи всегда, расти и расцветай!

Пусть солнце в небе над тобой лучится,

И каждый год приходит теплый май!

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

«Первоцветы Донского края»«Первоцветы Донского края» «Первоцветы Донского края». Попрощались мы с зимой и встретили весну. Стала она нас удивлять своей непредсказуемой погодой. Ранней весной.

Декупаж в детском саду. Опыт работы с дошкольниками Опыт работы по художественно-эстетическому развитию: ознакомление старших дошкольников с техникой ДЕКУПАЖАвтор: воспитатель высшей категории.

Конспект занятия «Фольклор донского края» Дети - пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Дети – веселья вам да радости Дети – давно мы вас ждем, поджидаем Дети – у нас для каждого найдется.

Опыт работы. Математика в детском саду.Опыт работы. Математика в детском саду. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребёнка играет математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,.

Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду»Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду» Отдел управления образованием Динской район БДОУ «Детский сад №29» Тема: «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в.

Опыт работы по работе с родителями в детском саду Публикация № 3 Опыт работы по работе с родителями в детском саду. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей — это создание в детском.

Отражение регионального компонента путем музейной педагогики в детском саду Технология музейной педагогики. Что такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы.

Перспективный план работы в старшей группе с использованием регионального компонентаПерспективный план работы в старшей группе с использованием регионального компонента Месяц Литературная гостиная Автор Творческая мастерская ООД Работа с родителями Сентябрь 1. Вот какие мы большие 2. В мире геометрических.

Опыт работы по формированию и развитию патриотизма у дошкольников на основе регионального компонента ПОДВИГ ГЕРОЕВ – ЗЕМЛЯКОВ В СЕРДЦАХ ПОКОЛЕНИЙ. Захарченко И. Н. воспитатель МБДОУ №57 «Радуга» Гришина Г. Н. воспитатель МБДОУ №57 «Радуга».

Проект «Птицы Приморского края» в старшей группе с использованием регионального компонента. Н. Ю. Иванова воспитатель. Вид проекта: информационно – познавательный, творческий. • По количеству участников: групповой. • По продолжительности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Родом из Донского края». Опыт работы по внедрению регионального компонента в нашем детском саду.
Опубликовано: 12 мая 2017 в 21:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Родом из Донского края». Опыт работы по внедрению регионального компонента в нашем детском саду.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Фёдорова (УИ 315745) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД