Лучший педагог года

Статья. Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Флюра Абилова
Статья. Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации обучения и воспитания и составляет едва ли не самую важную доктрину развития современного образования.

Публикация «Статья, Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни,» размещена в разделах

Здоровье перестает быть только категорией биологической – оно становится одной из основных общественных, культурных и личностных ценностей.

Исключительную роль семьи в решении задач воспитания

подчеркивает Концепция модернизации российского образования до 2010 года. В ней отмечается, что семья и образовательное учреждение остаются важнейшими социальными институтами, обеспечивающими воспитание ребенка. В современном обществе образовательное учреждение должно быть более открытой социально-педагогической системой, стремиться к диалогу,

межличностному общению, социальному взаимодействию. В этой связи важная роль отводится повышению педагогической культуры родителей, которая является основой раскрытия их творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания.

Современные исследования показывают, что практика

взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи

нуждается в изменении. Современному обществу и семье нужна большая открытость и признание партнерских прав родителей.

Многие родители нуждаются в конкретной помощи педагогов.

Источником этой помощи может стать дошкольное учреждение при условии установления между воспитателями и родителями доверительного сотрудничества и взаимодействия.

Для педагогов актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней.

Условием действенного взаимодействия коллектива педагогов детского сада и семьи выступает педагогическая культура воспитателей и педагогическое просвещение родителей, использование форм сотрудничества, которые обостряют интерес родителей к совместному решению проблем воспитания. Важным условием взаимодействия является также изучение педагогами подхода к общению с семьей, умение грамотно построить общение с родителями, заинтересовать их совместным решением проблем

воспитания ребенка.

Общение воспитателей и родителей дает большие возможности для целенаправленного и систематического ознакомления семьи с задачами, содержанием и методами воспитания в детском саду.

Организованное общение и обмен опытом семейного воспитания, повышает интерес каждой семьи к вопросам воспитания.

Исследования последних лет (Т. Н. Доронова, O.JI. Зверева, Т. В. Кротова) и опыт работы в данном направлении показывают, что педагоги избегают общения с родителями по следующим причинам:

1. Недостаточная валеологическая компетентность педагогов.

2. Низкая коммуникативная культура педагога в общении с

родителями.

3. Недостаточная осведомленность педагогов о современных

формах взаимодействия с родителями.

Таким образом, существует ряд проблем, требующих разрешения с позиции взаимодействия педагогов и семьи. Необходимо углубление представлений воспитателей и родителей как по линии совершенствования эмоциональной и коммуникативной сферы общения, так и по линии обогащения содержания.

Соответствующее педагогическое просвещение родителей,

укрепление отношений доверия и сотрудничества между

воспитателями и родителями позволят преодолеть существующую практику эпизодического взаимодействия педагогов и родителей как недостаточно эффективную и осознать важность перехода от случайных взаимодействий к планируемому подходу к решению конкретных задач воспитания детей, актуальных именно для данной семьи.

Здоровый образ жизни формируется через информацию,

получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями. Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Образ жизни дошкольника формируют его родители. Им это

удается, если родителям своевременно оказывается и предлагается необходимая помощь в виде наглядной и теоретической информации, консультирования, обучения практическим навыкам (например, релаксационным упражнениям для снятия напряжения).

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть

единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование половой идентификации ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации,

благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая поло-ролевому формированию подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов

сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремление к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой

и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межличностных отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека,

помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой

саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Создание среды, способствующей формированию здоровья и ЗОЖ, — это не только соблюдение СанПиН, ограничение объема умственной нагрузки или профилактика вредных привычек, но и создание условий для поиска оптимальных форм, методов и интенсивности воспитательной работы с использованием творческой активности воспитанников.

Взаимодействие педагогов с родителями целесообразно

осуществлять на уровне «детский сад-семья»; не следует всю работу с родителями перекладывать только на воспитателя группы, за ним можно закрепить такие формы работы как : групповые родительские собрания, индивидуальные беседы, оформление информации, рекомендаций для родителей.

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного

учреждения с родителями воспитанников должно осуществляться через разнообразные формы, которые повышают активность самих родителей и базируются на принципах сотрудничества и диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.

Именно семья имеет решающее значение в развитии основных черт личности, поэтому просвещение родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей, должно являться обязательной составной частью работы дошкольного учреждения.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская А. К. Деятельность и психология

личности. — М., 1980. —335 с.

2. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М. : «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2002. — 590 с.

4. Андрагогика: Образовательная программа / Науч. ред. :

С. Г. Вершловский. — СПб. : СПбАППО, 2004. — 28 с.

5. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей

дошкольника. —М., 1994. — 92 с.

6. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2002.— №4. — С. 10.

7. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных

образовательных учреждений. / Ред. -сост. Р. Б. Стеркина. — 2-е изд., исп., доп. М. : Издательство ACT, 1997. — 432 с.

8. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Детство: Педагогический альманах. — № 1 / (РПТУ им.

А. И. Герцена). — СПб. : Акцидент, 1998. — С. 56.

9. Барышников Е. Н. Становление воспитательной системы

образовательного учреждения : Учебно-методическое пособие. СПб. :• СПбАППО, 2005. 242 с.

10. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы. М. : ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

11. Березина Т. А. Взаимодействие педагогов и родителей в

приобщении дошкольников к семейным традициям // Детство:

Педагогический альманах. — № 1 / (РГПУ им. А. И. Герцена). — СПб. : Акцидент, 1998. — С. 47.

12. Богина T.JI. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. — 112 с.

13. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: кн. Для восйитателя дет. сада. — М. : Просвещение, 1987. — 95 с.

Публикации по теме:

Приобщение к здоровому образу жизни на основе сотрудничества детей и взрослых Цель: обеспечение собственного непрерывного профессионального образования, которое позволит найти такие подходы и методы формирования нравственных.

Дидактические игры по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Мастер-класс для воспитателей «Приобщение детей к здоровому образу жизни через традиционные и нетрадиционные формы» Цель: Повышение воспитателей в вопросах формирования здорового образа жизни, использование некоторых техник в работе с детьми, привлечение.

Педсовет «Задачи и формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС» 1)Задачи и формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС: Задачи по приобщению к ЗОЖ: 1. Дать детям общее.

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Пилипенко ОксанаПлан по самообразованию "Приобщение детей к здоровому образу жизни"Цель: способствовать формированию привычек здорового.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. М. Н. Рыбкина Т. И. Никольская Детский сад № 45 Адмиралтейского района.

Приобщение к здоровому образу жизни (из опыта работы с родителями воспитанников) В современной быстро движущейся жизни человека, актуальность здорового образа жизни усиливается. Воспитание здорового образа жизни у детей.

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде.

Выступление «Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством создания развивающей среды» Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды. В современных условиях развития общества проблема здоровья является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья. Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Опубликовано: 26 марта 2017 в 18:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД