Папки-передвижки

Статья. Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Флюра Абилова
Статья. Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.
▼ Скачать + Заказать документы

Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации обучения и воспитания и составляет едва ли не самую важную доктрину развития современного образования.

Публикация «Статья, Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни,» размещена в разделах

Здоровье перестает быть только категорией биологической – оно становится одной из основных общественных, культурных и личностных ценностей.

Исключительную роль семьи в решении задач воспитания

подчеркивает Концепция модернизации российского образования до 2010 года. В ней отмечается, что семья и образовательное учреждение остаются важнейшими социальными институтами, обеспечивающими воспитание ребенка. В современном обществе образовательное учреждение должно быть более открытой социально-педагогической системой, стремиться к диалогу,

межличностному общению, социальному взаимодействию. В этой связи важная роль отводится повышению педагогической культуры родителей, которая является основой раскрытия их творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания.

Современные исследования показывают, что практика

взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи

нуждается в изменении. Современному обществу и семье нужна большая открытость и признание партнерских прав родителей.

Многие родители нуждаются в конкретной помощи педагогов.

Источником этой помощи может стать дошкольное учреждение при условии установления между воспитателями и родителями доверительного сотрудничества и взаимодействия.

Для педагогов актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней.

Условием действенного взаимодействия коллектива педагогов детского сада и семьи выступает педагогическая культура воспитателей и педагогическое просвещение родителей, использование форм сотрудничества, которые обостряют интерес родителей к совместному решению проблем воспитания. Важным условием взаимодействия является также изучение педагогами подхода к общению с семьей, умение грамотно построить общение с родителями, заинтересовать их совместным решением проблем

воспитания ребенка.

Общение воспитателей и родителей дает большие возможности для целенаправленного и систематического ознакомления семьи с задачами, содержанием и методами воспитания в детском саду.

Организованное общение и обмен опытом семейного воспитания, повышает интерес каждой семьи к вопросам воспитания.

Исследования последних лет (Т. Н. Доронова, O.JI. Зверева, Т. В. Кротова) и опыт работы в данном направлении показывают, что педагоги избегают общения с родителями по следующим причинам:

1. Недостаточная валеологическая компетентность педагогов.

2. Низкая коммуникативная культура педагога в общении с

родителями.

3. Недостаточная осведомленность педагогов о современных

формах взаимодействия с родителями.

Таким образом, существует ряд проблем, требующих разрешения с позиции взаимодействия педагогов и семьи. Необходимо углубление представлений воспитателей и родителей как по линии совершенствования эмоциональной и коммуникативной сферы общения, так и по линии обогащения содержания.

Соответствующее педагогическое просвещение родителей,

укрепление отношений доверия и сотрудничества между

воспитателями и родителями позволят преодолеть существующую практику эпизодического взаимодействия педагогов и родителей как недостаточно эффективную и осознать важность перехода от случайных взаимодействий к планируемому подходу к решению конкретных задач воспитания детей, актуальных именно для данной семьи.

Здоровый образ жизни формируется через информацию,

получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями. Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь.

Образ жизни дошкольника формируют его родители. Им это

удается, если родителям своевременно оказывается и предлагается необходимая помощь в виде наглядной и теоретической информации, консультирования, обучения практическим навыкам (например, релаксационным упражнениям для снятия напряжения).

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть

единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование половой идентификации ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации,

благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая поло-ролевому формированию подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов

сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремление к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой

и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межличностных отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека,

помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой

саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Создание среды, способствующей формированию здоровья и ЗОЖ, — это не только соблюдение СанПиН, ограничение объема умственной нагрузки или профилактика вредных привычек, но и создание условий для поиска оптимальных форм, методов и интенсивности воспитательной работы с использованием творческой активности воспитанников.

Взаимодействие педагогов с родителями целесообразно

осуществлять на уровне «детский сад-семья»; не следует всю работу с родителями перекладывать только на воспитателя группы, за ним можно закрепить такие формы работы как : групповые родительские собрания, индивидуальные беседы, оформление информации, рекомендаций для родителей.

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного

учреждения с родителями воспитанников должно осуществляться через разнообразные формы, которые повышают активность самих родителей и базируются на принципах сотрудничества и диалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.

Именно семья имеет решающее значение в развитии основных черт личности, поэтому просвещение родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей, должно являться обязательной составной частью работы дошкольного учреждения.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская А. К. Деятельность и психология

личности. — М., 1980. —335 с.

2. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М. : «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2002. — 590 с.

4. Андрагогика: Образовательная программа / Науч. ред. :

С. Г. Вершловский. — СПб. : СПбАППО, 2004. — 28 с.

5. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей

дошкольника. —М., 1994. — 92 с.

6. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2002.— №4. — С. 10.

7. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных

образовательных учреждений. / Ред. -сост. Р. Б. Стеркина. — 2-е изд., исп., доп. М. : Издательство ACT, 1997. — 432 с.

8. Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Детство: Педагогический альманах. — № 1 / (РПТУ им.

А. И. Герцена). — СПб. : Акцидент, 1998. — С. 56.

9. Барышников Е. Н. Становление воспитательной системы

образовательного учреждения : Учебно-методическое пособие. СПб. :• СПбАППО, 2005. 242 с.

10. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы. М. : ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

11. Березина Т. А. Взаимодействие педагогов и родителей в

приобщении дошкольников к семейным традициям // Детство:

Педагогический альманах. — № 1 / (РГПУ им. А. И. Герцена). — СПб. : Акцидент, 1998. — С. 47.

12. Богина T.JI. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. — М. : Мозаика-Синтез, 2005. — 112 с.

13. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: кн. Для восйитателя дет. сада. — М. : Просвещение, 1987. — 95 с.

Публикации по теме:

Приобщение к здоровому образу жизни на основе сотрудничества детей и взрослых Цель: обеспечение собственного непрерывного профессионального образования, которое позволит найти такие подходы и методы формирования нравственных.

Дидактические игры по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Мастер-класс для воспитателей «Приобщение детей к здоровому образу жизни через традиционные и нетрадиционные формы» Цель: Повышение воспитателей в вопросах формирования здорового образа жизни, использование некоторых техник в работе с детьми, привлечение.

Педсовет «Задачи и формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС» 1)Задачи и формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС: Задачи по приобщению к ЗОЖ: 1. Дать детям общее.

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Пилипенко ОксанаПлан по самообразованию "Приобщение детей к здоровому образу жизни"Цель: способствовать формированию привычек здорового.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. М. Н. Рыбкина Т. И. Никольская Детский сад № 45 Адмиралтейского района.

Приобщение к здоровому образу жизни (из опыта работы с родителями воспитанников) В современной быстро движущейся жизни человека, актуальность здорового образа жизни усиливается. Воспитание здорового образа жизни у детей.

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде.

Выступление «Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством создания развивающей среды» Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды. В современных условиях развития общества проблема здоровья является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья. Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Опубликовано: 26 марта 2017 в 18:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья. Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.» (включая файлы) размещена пользователем Флюра Абилова (УИ 630866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД