Валентина Выползова
«Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация опыта по теме:
«Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста через призму дидактических игр».
Был, говорят, где-то случай такой
Ехали люди с работы домой
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?».
Мечутся жители: «Где наш этаж?».
Все перепуталось, все заблудилось!
Публикация «„Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
А вы знаете, где мы живём? (Ответы.)
Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом.
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом -
Мы все с рожденья в нем живем.
У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол - земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология. В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», ко-торый есть у каждого растения, животного, человека.
И поведу я речь о том,
Что мы должны беречь наш дом.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
В наши дни, когда мир находится на грани «экологической катастрофы» и под угрозой будущее всего человечества, я думаю, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. В Конституции РФ (статья 58) говорится: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам». Однако, окружающая среда ухудшается из-за воздействия на неё человека (загрязнение водоёмов, воздуха, продуктов питания, истребление животных и птиц, пагубное отношение к растительному миру). Люди привыкли только брать у природы, не заботясь о её здоровье.
Про природу люди
Перестали думать.
Разрушают, портят,
Убивают, мутят.
Мусором, отходами
Речки засоряют.
И зверей, и птиц
Жестоко убивают.
«Раньше природа решала: быть или не быть человеку. Теперь человек решает: быть или не быть природе». С. Залыгин.
Нам нужно научиться пользоваться природными ресурсами предельно рационально. Так, чтобы они не исчерпывались и не разрушались до конца, а могли восстанавливаться для будущих поколений. Чтобы воздух, вода, земля нашей планеты всегда оставались чистыми, а человек в этом мире был всегда здоровым, спокойным и мудрым.
Наше село Звериноголовское построено на берегу реки Тобол. Раньше эта река была глубокая, чистая. В ней водилось много рыбы, гнездились дикие утки, а теперь на неё жалко смотреть: вода грязная (там моют машины, стирают, сливают отходы и бросают мусор, на дне разбитые бутылки, консервные банки, палки и кирпичи, речка стала мелкая, рыбы мало. В окрестностях нашего села есть и сосновый бор и лиственные леса, где тоже было разнообразие ягод и грибов, но в результате неразумных походов человека в лес, его богатство значительно уменьшилось. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети, подражая взрослым, не гуманно относятся к окружающей природе. Они ломают ветки, рвут охапками цветы, мучают животных, ловят и убивают насекомых. Поэтому я поставила перед собой цель: сформировать гуманное отношение дошкольников к явлениям и объектам живой и неживой природы. Это один из критериев нравственности и человечности.
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру потом, зависит от нас, воспитателей и родителей.
Душа ребёнка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок –
Много потратится сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра!
Психологи говорят, что человек формируется до пяти лет. Дальше он – кремень, алмаз, возможна только его огранка. Важно правильно воспитывать в течение этого начального отрезка времени, прививать понимание, что нужно жить чисто, думать чисто и поступать чисто. Этому нужно научить.
Цель моего опыта – развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Я считаю, что эффективным средством развития экологического сознания у дошкольников является дидактическая игра, так как любая игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность, естественное состояние, потребность ребёнка. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше.
Дидактическая игра - это сложное, многоплановое педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактическая игра содержит прежде всего дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются её правила, благодаря которым я в ходе игры управляю поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные. Все виды игр проводятся во всех возрастных группах, но в старшем дошкольном возрасте особенно важны словесные игры, так как способствуют подготовке ребят к школе.
В дидактической игре я являюсь и учителем и участником, то есть, я учу детей и играю с ними, а дети, играя, учатся. Дети любого возраста очень любят, когда с ними играет воспитатель, особенно когда мы находимся на позиции «глаза в глаза». В этом я убедилась на своём опыте работы с детьми. А все воспитательно – образовательные процессы в игре протекают наиболее активно. Дидактические игры я использую на прогулке, на занятиях, свободной деятельности.
Работу по воспитанию экологического сознания я решила начать со 2 младшей группы, так как ребёнок этого возраста уже начинает говорить, воспринимает окружающий его мир и действует в нё м:
1. Наметила задачи для каждой группы.
2. Составила план работы с детьми по возрастам, начиная со 2 младшей группы.
3. Написала план работы с родителями по проблеме.
Ни для кого не секрет, что интерес современных родителей в первую очередь направлен на обучение ребёнка в детском саду, а проблемы экологического воспитания их практически не интересуют. Учитывая, что ведущая роль в развитии, становлении, воспитании и социализации ребёнка принадлежит семье, я ставила перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками, создать детско-взрослое сообщество
Педагоги Дети Родители.
Я стала вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, приглашая их наблюдать работу дежурных в уголке природы, на экологические игры, развлечения, занятия, работу с детьми на участке детского сада, в цветнике, на огороде, наблюдения, целевые прогулки. Большое место в жизни детей занимают праздники, развлечения, досуги и театральные постановки. Праздники ждут с нетерпением и дети, и родители, готовят костюмы, изготавливают поделки с детьми своими руками. В своей работе я часто пользуюсь книгой Н. Лукониной, Л. Чадовой «Утренники в детском саду» (сценарии о природе.) Вся работа проводилась под девизом «Педагоги и родители – друзья детей. Их помощница – Природа, наставник всех учителей!» Мы организовали выставку семейных рисунков на темы: «Как красив мир», «Воспитываем бережливых», правила поведения в природе: «Будь природе другом». Я знакомила детей и родителей с Красной книгой. Объясняла:
Ведь сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
Всё надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять.
Ловить и стрелять не подряд, а с умом.
Что нынче посеем – то завтра пожнём.
Результатом моей работы стало сотрудничество родителей. Они стали активно принимать участие с детьми в различных районных конкурсах природо-охранного содержания: «Твой четвероногий друг», «Жизнь пчелы глазами детей», «Дары природы», занимать призовые места. Я, конечно, показываю им пример: всегда принимаю участие в конкурсах со своей семьёй. Мы рисовали запрещающие знаки: «Будь природе другом».
Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями, я выяснила, что дети стали осторожнее вести себя в природе, бережнее относятся к растениям и животным, стараются не навредить природе (делают кормушки для птиц зимой, охотно ухаживают за цветами в группе и на участке, не ломают ветки и не разрешают другим, заботятся о животных, не засоряют окружающую среду.) Моя работа позволила привить экологические навыки не только детям, но и их родителям. Проводя диагностику, я заметила, что показатели развития экологического сознания значительно улучшились.
Выше экологии окружающей среды можно поставить экологию общества и экологию человеческой души – то, от чего, по сути, зависит будущее всех нас. Говорится, что только от души человека зависит, способны ли мы найти гармонию с природой, изменить свой образ поведения в окружающей среде, вернуться к истинным человеческим ценностям – нравственному поведению, любви и совести, к заботе о ближнем.
Перефразируя писателя известного,
Я говорю, на сердце руку положа:
«Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!»