Лина Дворская
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Предметно-развивающая среда в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад наш второй дом. А дом хочется украсить, сделать уютным и теплым. Не похожим на другие. И поэтому мы постарались создать в группе предметно – развивающую среду, включающую в себя всё, что доступно непосредственному восприятию детей. Развитие у них любознательности, творчества, коммуникативных способностей, вовлекая в процесс познания и усвоение навыков и умений.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, Предметно-развивающая среда в старшей группе» размещена в разделах
Предметно развивающую среду мы организовали в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС, с возрастными особенностями детей, с учетом примерной основной общеобразовательной программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, с учетом группы комбинированной направленности для детей с легким нарушениями ОДА (Сколиоз).
Предметно развивающую среду мы организовали на основе следующих принципов:
1. Доступность. (оборудование находиться на уровне ребенка, в свободном доступе, на открытых полках, для игры достаточно просто подойти).
2. Безопасность.
(все выполнено из натуральных материалов: дерево, ткань. Надежно закреплено).
3. Мобильность.
(легко снимается, переноситься, трансформируется).
4. Многофункциональность.
(можно использовать в различных вариациях: стол – песочница, книжная зона – зона отдыха, есть в группе место для уединения.
5. Рациональность.
(задействовано все пространство группы, оставляя при этом достаточно свободной площади).
6. Полифункциональность.
(использование моделей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаковой – символической функции мышления дошкольников).
7. Гибкое зонирование.
(заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности).
8. Открытость обществу и открытости своего «Я».
(для этого в группе оформлены альбомы: «Вот мы какие». Семейные альбомы, газета «Моя семья»).
9. Стабильность – динамичность.
(это тесно взаимосвязано с принципом гибкого зонирования. Предметно – развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. Если в группу пришло больше мальчиков, то в группе выставляем больше конструкторов, машин, что позволяет детям строить дома, гаражи не только на столе, но и на полу. Если пришло больше девочек, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
Мы работаем по программе «Радуга».
(В группе есть панно «Гора самоцветов», постоянно пополняются коллекции. Используем макет «Лес» в работе с детьми. Создается портрет каждого месяца, поддерживаются традиции.
Каждый цвет в радуге олицетворяет свое направление.
Красный цвет – физическая культура.
Наша группа коррекционная и в ней уделяется много внимания для сохранения здоровья наших воспитанников. Для этого мы стараемся создать все необходимые условия, спортивный уголок оснащен всем необходимым оборудованием и пособиями, есть место для двигательной активности, наши дети принимают участие в соревнованиях как внутри детского сада, так и по району, городу. Уделяется большое внимание по профилактике плоскостопия и коррекции осанке. Родители принимают активное участие в оснащении спортивного уголка и постоянно пополняют нетрадиционными видами оборудования.
Оранжевый цвет символизирует ведущую деятельность детей – игру.
В нашей группе много сюжетно – ролевых игр, в которые очень любят играть дети. Много дидактических игр по разным разделам программы.
Желтый цвет – художественное творчество.
В группе уделяется большое внимание художественному развитию детей. В уголке есть разнообразный материал для совместной и самостоятельной. продуктивной деятельности. Систематически организовываются выставки детских работ.
Зеленый цвет – конструирование.
Конструирование открывает большие возможности для развития воображения. Фантазии, целенаправленности и произвольности действий дошкольников. Поэтому мы постоянно пополняем группу, разнообразными видами конструкторов.
Голубой цвет – музыка.
В группе создан музыкально – театрализованный уголок. Который оснащен всем необходимым оборудованием.
Синий цвет – «Коммуникация» (развитие речи).
В группе есть уголок, в котором много дидактических игр и пособий. В группе проводиться большая работа по формированию грамотной речи у детей.
[b]Фиолетовый цвет – «Познание» (формирование элементарных математических представлений[/b]).
В группе есть математическая зона. В ней находиться демонстрационный и раздаточный материал для непосредственно образовательной деятельности, дидактические игры и пособия, ребусы, головоломки, счеты и. т. д.
Помимо этого созданы разнообразные уголки.
Уголок здоровья.
• Уголок природы
• Патриотический уголок
• Уголок школьника
• Уголок безопасности (ПДД)
• Театрализованный уголок
• Полочка умных книг и художественной литературы
• Уголок дежурных
Родители оказывают помощь в создании предметно – развивающей среды.
Модель предметно – развивающей среды отражает структуру и содержание в процессе образовательной деятельности, в которой происходит развитие ребенка.
Мы стремимся, чтобы каждый день наши воспитанники не только познавали и изучали окружающий мир, но и жили в гармонии с ним, получали удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое наконец осуществилось.
Спасибо за внимание!