Ирина Родина
Проект «Мини-музей «Весёлые зайчата»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация проекта
«Мини-музей «Весёлые зайчата»
Пермский край, пос. Звездный МБДОУ д/с ЦРР "Звездочка"
Воспитатели: Патракова Л. А., Бегма З. С.
«Общеизвестно, что ведущей деятельностью ребёнка является игра.
Неотъемлемой частью игры становится игрушка. Это традиционный, необходимый элемент воспитательного процесса, предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время – важнейшее средство всестороннего развития малыша», - писал классик отечественной педагогики
П. Ф. Коптерёв.
Публикация «Проект „Мини-музей „Весёлые зайчата“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В основу нашего проекта положен игрушечный образ зайца. Данная игрушка интересна детям раннего возраста, соответствует их жизненному опыту, несёт в себе значительные возможности игровой деятельности, познавательно-речевого развития.
Принимая во внимание положительный опыт современных педагогических технологий, мы сочли целесообразным обратиться к методике музейной деятельности.
С октября прошлого года наши малыши вместе с родителями стали участниками социально-образовательного проекта «Мини-музей «Весёлые зайчата»».
Цель проекта : Создать положительную психолого-педагогическую обстановку в группе посредством приобщения детей и родителей к музейной культуре.
Результаты диагностики детей и анкетирования родителей на начальном этапе показали:
• низкий уровень родительской компетентности в вопросах адаптации, развития, воспитания и обучения детей;
• неустойчивые навыки коммуникативного взаимодействия у детей раннего возраста, недостаточный уровень их речевой активности, проявления собственной инициативы и самостоятельности.
Для устранения данной проблемы мы поставили ряд соответствующих задач:
• вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
• создать оптимальные условия для благополучной адаптации малышей в детском саду;
• обогатить предметно-развивающую среду группы посредством музейной коллекции;
• формировать визуальную культуру (наблюдательность, умение в элементарной форме обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, творчески воспринимать увиденное);
• содействовать развитию познавательной активности, любознательности, умственных способностей, речи.
Проектную деятельность осуществляли поэтапно:
I этап: проектировочный (диагностирование детей, анкетирование родителей, определение стратегии и механизмов реализации проекта; составление плана мероприятий на каждый месяц);
II этап: технологический (подбор детской литературы, сюжетных картинок, диафильмов о зайце; создание картотеки игр и игровых упражнений по теме проекта; разработка конспектов игровой, познавательно-творческой деятельности, развлечений, праздников, досугов; изготовление и сбор экспонатов, оформление мини-музея);
III этап: внедренческий (открытие мини-музея «Весёлые зайчата»; игровая, познавательная, музыкально-художественная, речевая деятельность; совместные мероприятия с родителями);
IV этап: диагностический (итоговое диагностирование детей; повторное анкетирование родителей).
Для педагогического образования родителей организовали письменную консультацию «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста», а также провели круглый стол «Музей в детском саду», где познакомили с понятием «музейная педагогика», значением музея в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, предложили включиться в совместную проектную деятельность.
Последующее тесное взаимодействие с семьёй позволило создать в группе одухотворённую доступную развивающую среду, соответствующую возрасту детей.
Музей игрушки – забавы, оформленный совместно с родителями, малыши «посещают» каждый день, сами меняют, переставляют экспонаты, берут их в руки, рассматривают, играют ими. Ребёнок рад, что в музейной экспозиции есть и его зайчик, сделанный руками самого близкого человека – мамы, папы, бабушки, дедушки.
Мини-музей стал своего рода помощником, образовательным и культурным центром, пространством интегрирования различных видов детской деятельности.
Основной формой работы с детьми была, конечно, игра – самая естественная деятельность ребёнка. Вместе с игрушкой – забавой (зайцем) малыши включались в разнообразные виды игровой деятельности:
• подвижные,
• дидактические,
• строительные,
• сюжетно-ролевые,
• пальчиковые игры,
• игровые упражнения,
• игры-имитации,
• игры-ситуации,
• игры-инсценировки.
Включение экспонатов музея в организацию ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми способствовало быстрейшему развитию игрового опыта каждого ребёнка. Игрушечный персонаж (зайка) «мотивировал» ребят и в других видах детской деятельности:
• коммуникативной,
• трудовой,
• познавательно-исследовательской,
• музыкально-художественной,
• чтении.
Через разные типы образовательных ситуаций (игровые, практические, театрализованные) мы направляли малышей на поиск решения той или иной проблемы, помогали приобрести новый опыт, активизировали самостоятельность, поддерживали положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Особый интерес у детей, родителей и педагогов вызвали открытее показы интегрированной деятельности, включающие образовательные развивающие проблемно-игровые и практические ситуации по ФЭМП и развитию речи:
• «Поможем зайчику» (познание+коммуникация+социализация+музыка);
• В гости к нам пришёл зайчишка» (коммуникация + познание + художественное творчество).
При планировании данного вида деятельности мы учитывали не только интеграцию содержания задач и образовательных областей вокруг единого игрушечного персонажа, но и интеграцию видов деятельности и разнообразных организационных форм, так как Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обязует педагогов подходить к организации целостного развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Опыт интеграции весьма позитивен.
Для педагогов это:
• гармоничное осуществление воспитательно-образовательного процесса, соответствующее принципу развивающего образования;
• формирование интегративных качеств воспитанников;
• диагностика, коррекция освоенности детьми образовательных областей.
Для детей: совмещение различных видов деятельности, объединённых единой сюжетной линией, очень увлекательно. Вместе с главным героем – зайцем они «проживают» весёлые приключения, добиваются успеха.
Для родителей: увидеть реальные возможности дошкольного учреждения для комплексного развития ребёнка. В одном из отзывов они написали: «Занятие, главным героем которого был зайчик, прошло в игровой форме, и было интересно не только детям, но и родителям. Малыши показали свои знания и умения, практически, безошибочно выполняли предложенные педагогом задания, помогали друг другу, импровизировали под музыку. Все эти моменты воспитывают доброжелательность к животным, друг к другу. Дают детям новые знания и закрепляют имеющиеся. Мы увидели насколько повзрослели и поумнели наши малыши».
Очень показательны совместные детско-родительские мероприятия: презентации, досуги, праздники, выставки семейного творчества… Родители с удовольствием принимали в них активное участие. Это, прежде всего, открытие самого мини-музея «Весёлые зайчата» в форме презентации рукотворной игрушки-забавы каждой семьёй (рассказ, стихотворение, песенка, потешка, инсценировка); досуг в рамках книжкиной недели «В гостях у сказки. Кукольный театр «Заюшкина избушка»»; развлечение «В гости к зайчику в весенний лес» ( здесь детская музыкально-игровая деятельность плавно перешла в совместную с родителями продуктивно-художественную: лепку зайчика из солёного теста). Мы видели, какую радость испытали родители от процесса совместной деятельности со своими детьми.
Заключительные мероприятия проекта – оформление фотогазеты и группового альбома «Мини-музей «Весёлые зайчата»» сейчас в стадии реализации.
Таким образом, проектная деятельность на базе мини-музея способствовала :
• благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателями, сверстниками;
• развитию эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
• развитию познавательной активности, любознательности, умственных способностей, речи;
• пробуждению творческой активности (интерес к участию в игровых импровизациях, музыкальной и художественной деятельности);
• формированию элементарной визуальной культуры;
• вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, повышению уровня их компетентности в вопросах адаптации, развития, воспитания и обучения детей.