Шоира Валдошова
Работа воспитателя по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы и представляю вашему вниманию презентацию на тему:
«Работа воспитателя по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе. "
Цель работы: Разработка и практическая проверка системы мероприятий по формированию интеллектуальной готовности к школе детей подготовительной группы.
Публикация «Работа воспитателя по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе» размещена в разделах
Актуальность выбранной темы в том, что 30-40% детей приходят в первый класс неготовыми к школьному обучению. Это обусловлено многими факторами, одним из важных факторов является интеллектуальная готовность. От того, как ребенок вступит в школьную жизнь, зависит результат его дальнейшего обучения, самоощущения, адаптации к социальной среде. На основании этого был определен аппарат исследования:
Слайд 1 Работа воспитателя по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Воспитатель: Валдошова Шоира Давлатназаровна МБДОУ «Детский сад №111» г. Дзержинск, Нижегородская
область
Слайд 2 АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Объект исследования: Интеллектуальная готовность к школе.
Проблема: Какие специальные мероприятия помогут в работе воспитателя ДОО достигнуть наиболее высоких показателей в формировании интеллектуальной готовности ребенка к школе?
Предмет исследования:
Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности к школе.
Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи отображенные на слайде
Слайд 3– Задачи. 1. Рассмотреть виды готовности детей к школьному обучению.
2. Дать характеристику интеллектуальной готовности ребенка к школе.
3. Расскрыть трудности адаптации ребенка к школе в аспекте интеллектуальной готовности.
4. Провести диагностику интеллектуальной готовности к школе детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №111»
5. Разработать содержание работы воспитателя по формированию интеллектуальной готовности старших дошкольников к школе
6. Оценить эффективность работы воспитателя по формированию интеллектуальной готовности к школе детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №111».
Была выдвинута гипотеза : эффективность работы по формированию интеллектуальной готовности ребёнка к школе повысится при соблюдении следующих условий :
Слайд 4 Условия повышения эффективности работы:
– при правильной организации специальных мероприятий (занятий, игр, упражнений и т. д.) для выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности к школе.
– при комплексном подходе в работе воспитателя со специалистами ДОО в формировании интеллектуальной готовности к школе.
– при организации совместной работы воспитателя и родителей по вопросам формирования интеллектуальной готовности ребенка к школе.
В первой части работы был изучен и проведен анализ теоретико-методологической литературы, были определены виды готовности, их характеристики, характеристика интеллектуальной готовности и трудности адаптации старших дошкольников к школе.
СЛАЙД 5 Ученые занимающиеся проблемой исследования готовности ребенка к школе
Выготский Лев Семенович (1896-1934, Божович Лидия Ильинична (1908-1981, Венгер Леонид Абрамович (1925-1992).
Проблемой формирования интеллектуальной готовности занимались Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин Лидия Ильинична Божович, Леонид Абрамович Венгер, Нина Иосифовна Гуткина, и др.
Формирование интеллектуальной готовности к школе была всегда актуальной проблемой. Современная система образования предъявляет к детям усложнившиеся требования. И к сожалению не все младшие школьники способны справится с ними. Родители ребенка чаще всего под понятием готовность к школе понимают умение читать, писать и считать. но как показывает практика этого недостаточно для успешного обучения. Интеллектуальная готовность – достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Слайд 6 Виды готовности:
1,Психологическая готовность:(интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная)
2,Функциональная и физическая готовность:(здоровье, моторика рук, движение, возраст)
Специальная готовность: (основные учебные умения; чтение, счет)
Интеллектуальная или познавательная готовность
Слайд 7 Интеллектуальная или познавательная готовность
- Желание узнавать что-то новое;
- Развито воображение, наблюдательность;
- Развитие образных представлений;
- Ориентирование в окружающей среде, определенный запас знаний;
- Развитие речи и мышление;
- Развитие мелкой моторики;
- Хорошая память,
Слайд 8 Базой исследования явился: МБДОУ «Детский сад №111»г. Дзержинска.
Во второй части работы была рассмотрена система работы воспитателя по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Основная ЦЕЛЬ практического этапа – изучение уровня сформированности интеллектуальной готовности к школе детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №111» г. Дзержинска. Для достижения цели были определены задачи:
Слайд 9 Задачи практической работы
- Подобрать диагностические методики для выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности старших дошкольников.
- Осуществить диагностику интеллектуальной готовности детей к школе.
- Интерпретировать результаты.
Работа состояла из 3–х этапов:
1. Изучение уровня интеллектуальной готовности детей подготовительной группы.
2. Реализация содержание работы воспитателя по формированию интел. гот. дет. к школе
3. Оценка эффективности подобранного комплекса игр упражнений на основании сравнительного анализа результатов.
Работа началась с проведения наблюдения. По данным наблюдения составлена характеристика группы. После проведения наблюдений, беседы с воспитателем и психологом, была отобрана группа детей в количестве
6 человек имеющие проблемы в интеллектуальной сфере (трудности в классификации предметов по существенным признакам, способности к обобщению, ориентации в пространстве (на листе бумаги, умения внимательно слушать и точное выполнение инструкции, составления логического рассказа, недостаточно развитие разговорной речи).
Слайд 10. Для выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности детей к школе были отобраны диагностические методики :
1.«Четвертый лишний» Елены Леонидовной Агаевой;
Цель: Определение уровня развития операции классификации и правильность обобщения.
2. «Последовательность событий» Николая Александровича Бренштейна;
Цель: Определение уровня развития логического мышления, речи и способности к обобщению
3.«Графический диктант» Даниила Борисовича Эльконина.
Цель: Определение уровня развития ориентации в пространстве, умения внимательно слушать и точное выполнение инструкции.
Все методики диагностики были направлены на выявления уровня сформированности познавательных процессов (внимания, мышления (анализ, обобщения,восприятия (ориентации в пространстве)
Каждая методика была оценена как в количественном так и качественном выражении.
Слайд-11 Результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальной готовности детей подготовительной группы
до проведения формирующего этапа работы:
1.«Четвертый лишний»: высокий уровень – 16%; средний уровень – 16%; низкий уровень – 68%;
2. «Последовательность событий»: высокий уровень – 33%; средний уровень – 50%; низкий уровень – 17%;
3.«Графический диктант»: высокий уровень – 16%; средний уровень – 16%; низкий уровень – 68%;
Слайд 12 Сводный результат показателей уровней сформированности интеллектуальной готовности детей подготовительной группы по всем трем методикам
1. Операции классификации обобщения: высокий уровень – 1 реб; средний уровень – 4 реб; низкий уровень – 1 реб;
2. Логическое мышление, речь и способность к обобщению; высокий уровень – ;2реб средний уровень – ;3 реб низкий уровень – 1реб;
3. Ориентация в пространстве и внимание; высокий уровень – 1реб; средний уровень – 3реб; низкий уровень – 2реб;
В результате проведения данных методик были выявлены следующие показатели: у одного ребенка(17%) отмечается низкий уровень сформированности интеллектуальной готовности к школе, у остальных 5 детей (67%) сформированность находится на разных уровнях развития по трем методикам.
Таким образом, полученные результаты диагностики, позволяют сориентироваться в выборе направления и содержания работы по формированию интеллектуальной готовности к школе детей подготовительной группы.
Слайд 13-14 Проведение серии игр и упражнений по формированию интеллектуальной готовности детей
«Собери картинку», «Запоминай порядок», Графический диктант «Машина», «Что сначала,что потом?» «Лабиринт» и др.
Слайд 15 Результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальной готовности детей подготовительной группы после проведения формирующего этапа
1.«Четвертый лишний»: высокий уровень – 33%; средний уровень – 67%; низкий уровень – 0;
2. «Последовательность событий»: высокий уровень – 67%; средний уровень – 33%; низкий уровень – 0;
3.«Графический диктант»: высокий уровень – 50%; средний уровень – 50%; низкий уровень – 0%;
Слайд 16 Сводный результат уровней сформированности интеллектуальной готовности детей по трем методикам после проведенной работы
1. Операции классификации обобщения: высокий уровень – 4 реб; средний уровень – 2 реб; низкий уровень – 0 ;
2. Логическое мышление, речь и способность к обобщению; высокий уровень – 2реб; средний уровень – 4 реб низкий уровень – 0реб;
3. Ориентация в пространстве и внимание; высокий уровень – 3реб; средний уровень – 3реб; низкий уровень – 0;
По результатам проведенной работы на третьем этапе с детьми, проведена повторная диагностика с помощью тех же самых методик, Выявлена положительная динамика.
Высокий уровень по всем методикам отмечается у одного ребенка, он лучше всех справился с заданиями и показал хороший результат. У 5 детей сформированность находится на разных уровнях развития по трем методикам. Низкий уровень ни у кого не выявлено.
Слайд 18 Буклет «Готовность ребенка к обучению в школе»
Ознакомление с понятием «интеллектуальной готовности» значение интеллектуального развития, роль родителей в интеллектуальном развитии детей.
Слайды 19-20 Рекомендации для родителей по формированию интеллектуальной готовности к школе
Коротко о главном:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца;
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух;
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать;
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет;
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет;
Будьте внимательны к жалобам ребенка;
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке;
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе;
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи;
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе;
Приучайте ребёнка к самостоятельности;
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность;
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Слайд 21 Гипотеза подтвердилась. Цель достигнута.
Слайд 22. Спасибо за внимание.
Таким образом, результаты опытно-практической работы по формированию у детей интеллектуальной готовности к школе показали эффективность проделанной работы. После проделанной работы дети стали самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, стали более любознательными, желая узнавать новое.
Посредством проведения игр и упражнений была подтверждена гипотеза о том, что при соблюдении определенных условий повысится эффективность работы по формированию интеллектуальной готовности к школе.
Литература
1.«Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Михайлова Зинаида Алексеевна.
2.«Учимся играя»-Шмаков Сталя Анатольевича.
3. Интернет рессурсы.