Елена Спивакова
Развитие речи детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
К четырем годам у ребенка отмечаются значительные успехи в речевом и умственном развитии. Внимание малыша становится более устойчивым. Ребенок уже может поддерживать беседу на интересующую его тему и задавать уточняющие вопросы. Речь становится богаче, разнообразнее. В этом возрасте большое влияние на формирование речи ребенка оказывает не только семья, но и ближайшее окружение.
Публикация «Развитие речи детей пятого года жизни» размещена в разделах
Если ваш ребенок не посещает детский сад, то постарайтесь самостоятельно развивать его речь. Учите малыша активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных ранее в бытовом общении. В этом возрасте ребенок должен правильно называть окружающие предметы и их качества, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия, а также все явления природы. Чем больше вы будете общаться с ребенком, тем быстрее он усвоит новую для него информацию, что, в свою очередь, ведет к увеличению активного словаря. Дети в этом возрасте стараются более полно и точно излагать свои мысли, пользуясь усложненной и распространенной фразой. Активизируется монологическая речь, она становится более связной и последовательной, хотя еще далеко не все дети могут без помощи взрослых последовательно, связно и точно пересказать сказку или рассказ.
У детей пятого года жизни значительно совершенствуется звукопроизношение. Они хорошо воспринимают и произносят почти все звуки. Например, исчезает смягченное произношение согласных и многие звуки произносятся четко, без ошибок. Дети перестают заменять шипящие ш, ж, ч, щ другими звуками, хотя большинство произносят их еще недостаточно четко. Многие малыши не умеют пока произносить звуки л, р, р'.
Не забывайте тренировать и развивать речевое дыхание ребенка, используя скороговорки или надувные шарики, игрушки.
В этом возрасте расширяются возможности детей в использовании голосового аппарата. Ребенок может самостоятельно контролировать тон своего голоса, повышая или понижая его, в зависимости от ситуации; менять громкость и темп речи; пользоваться интонационными средствами выразительности.
На пятом году жизни при достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата дети осуществляют более точные движения языком, губами, что важно для произношения сложных звуков.
Рекомендации по воспитанию правильного звукопроизношения
В этом возрасте необходимо продолжать работу по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Важными на данном этапе являются упражнения, развивающие фонематический слух, основные движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного и точного произношения всех звуков родного языка.
Отработка движений языка:
1. При произношении звуков т, д, н отрабатывается требуемое движение языка вверх, которое нужно при произношении сложных шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л и р. Чтобы звукопроизношение было четким, необходимо развивать подвижность задней части языка. Это двигается закреплением звуков к, г, х, ы.