Галина Шеховцова
Консультация для родителей «ФЭМП у детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей третьего года жизни"
Для детей третьего года жизни игра имеет огромное значение: в игре ребенок постигает окружающий мир, приобщается к труду, учится общению с другими людьми (детьми, родителями, педагогами, игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию элементарных математических представлений. Дети непринужденно играют, овладевая навыками действий с определенными предметами, не подозревая, что осваивают какие-то знания.
Публикация «Консультация для родителей „ФЭМП у детей третьего года жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Познавая окружающий мир и испытывая различные ощущения и впечатления, ребёнок воспринимает этот мир во всем многообразии благодаря взрослым, находящимся рядом с ним. «Поиграй со мной!» - часто просят дети. И сколько радости они получают, когда взрослые соглашаются хоть недолго побыть партнером ребенка в игре. Мы должны знать и помнить, что игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, но это то, что развивает его мышление, внимание, память, воображение.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина.
Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре есть игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, оценка или результат, - все эти части характерны для игровой деятельности детей. Решение конкретных обучающих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей, и является основной целью дидактических игр. Дидактическая игра развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. В самом названии игры («Чудесный мешочек» «Мамы и детки», «Один-много», «Что бывает такого цвета?») заложена игровая задача. задачи Игровые действия активизируют интерес к игре, стремление выполнить дидактическую задачу, и чем они содержательнее и разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Дидактические игры делятся по характеру используемого материала на игры с предметами, настольно - печатные и словесные Дидактические игры строятся с учетом возрастных особенностей на лексическом материале, на основных педагогических принципах: от простого к более сложному. А поскольку мышление ребёнка носит наглядно-действенный характер, различение параметров величины фигур и предметов в играх можно осуществлять с помощью практических действий: приложением, наложением, ощупыванием, группировкой по двум признакам: по величине и форме. Знакомство с величиной предмета осуществляется в определенной последовательности: плоскостная фигура, рисунок или схема. Дети подбирают по образцу предметы одинаковой формы (например, вкладыши геометрических тел или тематические, используя приёмы проверки путём приложения, наложения.
Выбор, по просьбе взрослого, предметов заданной величины (маленький, поменьше, побольше, самый большой, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий – узкий) учит детей понимать и стараться произносить название величины, а подбор предметов заданной величины осуществляется детьми самостоятельно, опираясь на зрительное соотнесение.
Для формирования восприятия величины при проведении дидактических игр можно использовать дидактические игрушки: пирамидки, матрёшки, вкладыши, а также одноименную посуду, куклы, автомобили. Основные цвета воспринимаются детьми по-разному. В связи со сложностью восприятия целесообразен следующий порядок ознакомления детей с основными цветами : желтый, синий, красный, зеленый. Полученные знания постепенно переносятся в бытовую ситуацию. Дети находят предметы определенной формы, цвета, величины в окружающей обстановке, на прогулке. Взрослые (воспитатели, родители, бабушки и др.) - постоянные партнеры ребенка в играх, именно они являются для него основным источником информации.
С помощью строительных игр можно научить ребенка сравнивать строительный материал по форме (круг, квадрат, прямоугольник, по величине (больше, меньше, очень большой, маленький, самый маленький, по цвету (желтый, синий, красный, зеленый, пр., называть его составляющие: длину, ширину, высоту. В результате игры дети узнают, что что-то можно построить из кубиков и кирпичиков, но нельзя этого сделать из шаров, что шар катится, а круг нет, из кубов можно строить, а из квадратов нельзя, усваиваются понятия счета: один, мало, много.
Дети, играя в кукольном уголке, также пополняют и закрепляют знания о величине, цвете, форме, количестве: группируют посуду по цвету, величине, сравнивают чашки и блюдца, кукол по величине, подбирают соответствующую мебель. Рассматривая содержание книг, дети (с помощью взрослых) обращают внимание на их величину (большие и маленькие, толстые и тонкие). Рассказывая сказки, сравнивают героев по росту (дед большой, мышка маленькая, по количеству (волк один, а козлят много).
На прогулке дети под руководством взрослого считают, сравнивают камушки, веточки, листья, сосульки, знакомятся с разными понятиями, например «далеко-близко», «высоко-низко», считают ведерки и совочки (ведерок столько же, сколько и совочков, полное ведерко – пустое, находят длинные и короткие дорожки, широкие и узкие тропинки, низкие кусты и высокие деревья.
В самостоятельной игре дети манипулируют предметами, практически соотносят их по размеру и форме, знакомиться с их устройством, иногда ломают их, что немаловажно для развития творческих и интеллектуальных способностей.
Знакомство детей с математическими понятиями происходит на каждом шагу, и взрослые должны помнить об этом и делать все для того, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Математическое содержание включается также в такие виды деятельности детей, как игра, рисование, лепка, труд.
При покупке игрушек детям взрослые должны руководствоваться следующими правилами: покупать с учетом возраста и интересов ребенка, учитывать развивающий характер игры, и не просто отдавать ребенку игру или игрушку, а научить его играть в эту игру или игрушку, а далее быть его партнером и помощником в игре.