Оксана Пустовалова
Самомассаж языка
▼ Скачать + Заказать документы
Пустовалова Оксана Сергеевна
учитель-логопед МБОУ «Большеморецкая СШ им. А. И. Кострикина»
(структурное подразделение-детский сад)
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Публикация «Самомассаж языка» размещена в разделах
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
При всех видах дизартрии одним из методов коррекционно-педагогического воздействия является логопедический массаж. Но многие из нас не имеют специального медицинского образования для его проведения, и основной принцип нашей работы – не навреди. Поэтому предлагаю вашему вниманию один из приемов самомассажа, который можно использовать в работе учителя-логопеда.
Существует много приемов самомассажа : общий самомассаж (физминутки); самомассаж пальцев рук (пальчиковая гимнастика); самомассаж мышц лица; артикуляционные упражнения для губ, щек, языка; самомассаж мышц языка. Моя работа посвящена конкретно самомассажу мышц языка.
Использование самомассажа языка полезно по нескольким причинам:
1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
3. Можно использовать без специального медицинского образования.
4. Для проведения этого приема самомассажа не требуется каких-либо инструментов и дополнительных материалов.
Правила:
1. Длительность одного сеанса может составлять 3-5 минут.
2. Каждое движение в среднем выполняется 3-4 раза.
3. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
4. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.
Представляю вашему вниманию презентацию, которую можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и в группе, подгруппе. Презентация содержит красочные картинки, видеофайлы, которые помогают ребенку понять, как нужно правильно выполнять упражнения. Также каждое упражнение сопровождается стихотворением (стихи я сочиняла сама, презентация имеет различные эффекты анимации, чтобы детишкам было более интересно выполнять упражнения. Просматривая презентацию, логопед зачитывает стихотворение, затем показывает видеофайл, так же логопед должен показывать каждый приём на себе и комментировать его.
Детям очень нравится выполнять самомассаж язычка, ориентируясь на презентацию. Они с удовольствием повторяют движения за логопедом и мальчиком из видеофайлов.
Работу подготовила Пустовалова Оксана Сергеевна
учитель-логопед МБОУ «Большеморецкая СШ им. А. И. Кострикина»
(структурное подразделение-детский сад)
Волгоградская обл. Еланский р-н, с. Большой Морец
Использованная литература:
1. Е. А. Дьякова «Логопедический массаж» – М. : Издат. центр «Академия», 2005 г.
2. О. А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» – М. : АСТ, СПб. : Сова, 2010 г.
3. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.