Анжела Шахторина
Конспект занятия «Все о чае»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Чай в жизни человека.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Образовательные задачи:
Создание условий, чтобы учащиеся могли научиться:
• Рассмотреть химический состав чая и его влияние на организм человека.
• Рассмотреть историю происхождения чая и способы выращивания.
• Изучить классификацию и состав чая.
Воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности
Предметные :
Публикация «Конспект занятия „Все о чае“» размещена в разделах
• знать – характеристики растения, отличия и сходства с другими растениями.
• уметь – определять виды чая, правильно заваривать чай.
2. Актуализация знаний.
Постановка проблемы – черный ящик. (в ящике чай)
Загадка о чае. Был листок зеленым-
Черным стал, томленым,
Был листочек трубчатым.
Был он на лозине-
Стал он в магазине. (чай)
- черный, китайский, цейлонский. зеленый, пакетированный, гранулированный, листовой… (дети отгадывают загадку).
? с какой целью я принесла на наше занятие чай? (А ЕЩЁ)
- Что натолкнуло вас на эти мысли
-Что будет лучшим результатом.
-чего вы хотите достичь на сегодняшнем занятии.
- какие ресурсы вам для этого понадобятся?
3. Учитель достаёт из «черного ящика» разные виды чая. (высыпает на тарелку).
- Чай давно вошел в жизнь людей. Мы уже не можем представить себе утра без кружки ароматного чая. И мало кто задумывается о том, что это за растение, где его выращивают, какие полезные свойства оно содержит. Давайте попробуем рассмотреть чай со всех сторон.
- Сделаем мы это с помощью лучиков солнца, которые уже есть на наших столах.
- Мы на лучиках отметим что мы уже знаем о чае? (предлагаются лучики на которых написан план урока).
План урока: 1. Легенды о чае
2. Целебные свойства чая
3. Выращивание чая.
4. Виды чая.
5 Правило заваривания чая.
6. Чаепитее в Росси.
3. – Ребята у вас на столе лежат тексты с легендами о чае, выберете одну и перескажите.
Вот еще некоторые варианты возникновения китайского чая:
1) Первая легенда гласит, что древнекитайский император Шен Нун около трех тысяч лет назад поставил кипятится котел с водой, в который случайным образом попало несколько листочков с чайного дерева. Испробовав удивительный напиток, император восхитился его прекрасным вкусом. Из императорского дворца чай распространился по всему Китаю: его стали церемониально подавать при приеме самых дорогих гостей.
2) Вторая легенда рассказывает о том, как в древности пастухи обратили внимание на то, что животные, съев листьев с чайного куста, становятся невероятно бодрыми. Они приняли решение попробовать напиток из этих листьев. В итоге оказалось, что он не только бодрящий, но полезный в общем для здоровья. А главное — невероятно вкусный.
3) 3) Третья легенда повествует о том, как один китайский монах решил предаться молитвам без перерыва на сон и отдых, но через некоторое время сон все же одолел его. Проснувшись, раздосадованный монах отрезал себе веки, чтобы они больше никогда не закрывались против его воли. Брошенные на землю, веки обернулись чайными листьями, из которых стали готовить напиток, прогоняющий сон и дающий бодрость.
4) Одна из них, самая романтичная, гласит, что некий император Ян Ди около 4000 лет назад собирал лекарственные травы. Однажды он был отравлен и буквально лег умирать под чайным кустом. Но сок с его листьев капал императору в рот, и он был спасен.
В глубине веков тайна появления китайского чая теряется, но ясно одно: он появился около пяти тысячелетий назад и стал невероятно популярным в Поднебесной и во всем мире.
5. Презентация о выращивании чая.
- в какой стране выращивается чай?
- чай это трава, куст или дерево?
(на карте отмечаются страны в которых чай выращивают)
6. Виды чая. (смотрим видео ролик о видах чая и его целебных свойствах)
- какими целебными свойствами обладает чай?
(Ответы дети записывают в информационную карточку)
Слова этой песни игры разучиваются с участниками заранее и поются, сопровождаемые движениями рук.
Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом (знак ОК).
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой…
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка с чайничком
Белый чай – имеет цветочно-фруктовый аромат. Считается большой редкостью.
Желтый чай – слегка сладковатый с небольшим привкусом копчености чай. Очень бодрит, нравится любителям оригинальных вкусов.
Зеленый чай – традиционно любимый в России китайский чай. Обладает лечебными свойствами и, в зависимости от сорта и провинции сбора, может быть от сладковатого до слегка вяжущего.
Красный чай – пожалуй, самый популярный в России и в Европе, где его принято называть черный. (Слайды)
- Ребята определите какой чай у вас на столе?
(дети определяют черный, зеленый чай, цветочный чай)
7. Правила заваривания чая.
-Как правильно заварить чай?
-Есть ли разница в заваривании разных видов чая?
-какая должна быть посуда? (практическая работа «заваривание чая)
8. Чаепитие в России.
Считается, что впервые чай в Россию в 1638 году привёз боярский сын Василий Старков в числе Ханских подарков для царя Михаила Фёдоровича. Сначала чай распространялся очень плохо, потому что люди просто не знали, как пользоваться новинкой. Более распространен чай становится в конце 17 века, в это время он стал появляться среди товаров Московской торговли. В Петербурге начали пить чай практически с самого основания города. В царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II, чай становится ещё более популярен. Через какое-то время в Москве имелось свыше 100 магазинов торгующих исключительно этим продуктом.
В старину в России пили совсем другие чаи. До появления в России обычного чая в России, как и в других странах Европы, был в большом почете русский чай или иван-чай, сырьем для которого служили листья кипрея. Такой чай поставляли к императорскому столу и широко экспортировали за границу. Еще этот чай называют «копорский чай» в честь деревни Копорье, что под Санкт-Петербургом. Кипрей еще называют «пуховиком», в деревнях набивают его пухом матрасы и подушки.
9. Дети возвращаются за столы и отмечают на лучиках что они узнали о чае на уроке.