Получи документы

Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня

Кристина Печёнкина
Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

К. О. Печёнкина, учитель - логопед

МБДОУ «ЦРР д/с Колокольчик»

Г. Абакан, р. Хакасия

В современное время число детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.

Публикация «Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня» размещена в разделах

У детей с ОНР III уровня словарный запас не соответствует возрасту. Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого словами.

В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (иду, кушать, спать, сидеть, одеваться, умываться, ходит, бегает, смотрит, слушает, гуляет, играет, стоит и др.) – [1].

В процессе проведения исследования была разработана система занятий. В каждом занятии по лексической теме включался фрагмент для развития антонимии у детей. Так, использовались следующие приёмы : остановка на фрагментах занятия.

1. Фрагмент занятия по теме «Зимние забавы»

Дидактическая игра «Ледяная пещера»

Логопед сообщает детям: «Вот мы причалили к острову Антонимов, оказываемся в Ледяной пещере. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше, нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?»

Детям предлагаются следующие пары слов:

Трудиться - лениться; чистить - пачкать; терять - находить; смеяться - грустить; плакать - веселиться; печалиться - радоваться; заболеть - выздороветь; замёрзнуть - согреться; замораживать – размораживать.

- Прочитайте слова. Что можно о них сказать?

- Как понять «противоположные»?

- Верно, это слова - спорщики.

- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

2) – Игра с мячом «Скажи наоборот». Детям предлагаются вышеперечисленные слова.

3) - Пришло время покинуть остров Антонимов.

- Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:

- Что такое антонимы?

- Для чего используют антонимы в речи?

2. По теме: «Мебель» использовались следующие дидактические игры:.

Логопед рассказывает детям историю:

— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Просит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком «Наоборот». А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

После чтения рассказа логопед уточняет действия с противоположным значением: ложиться — вставать, убирать — разбрасывать и т. п.

Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия: опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот - закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот

подойти к столу - (отойти от стола); открыть дверь - (закрывать дверь); войти в комнату – (выйти из комнаты); сесть на стул – (встать со стула) – [2].

3. По теме «Транспорт» предлагаются следующие задания:

Дидактическая игра «приехали – уехали»

Ребенку предлагаются картинки, например, «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Логопед показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:

Самолет к башне … от башни…; Машина к дому … от дома…; Лодка к берегу … от берега …; Поезд к станции ….от станции…; Велосипедист к магазину ….от магазина….

2) Дидактическая игра «Наоборот» с мячом. Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот

Прилетел – (улетел); Приближается – (удаляется); Подъезжает – (отъезжает); Приедет – (уедет); Подлетел – (отлетел).

Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Постоянно включённые фрагменты в занятия позволяют расширить и обогатить глагольную лексику детей, сформировать понятие об антонимии.

Таким образом, антонимы, в лице противоположностей и противопоставлений, тесно связаны с жизнью. Во всем можно увидеть обратную сторону. А закладывать умение видеть эту противоположность, находить обратное значение необходимо уже в старшем дошкольном возрасте. Организованная подобным образом работа позволяет сделать занятие интересным для детей, способствует более эффективному формированию антонимии у них.

Литература:

1. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников/ Н. С. Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б. Филичева – Екатеринбург: Литур, 2006 – 320с

2. Пожиленко, Е. А Мир вокруг нас: Учимся чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей/ Е. А. Пожиленко – СПб. : филиал издательства «Просвещение», 2004. – 319 с.

3. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей/ Л. Н. Смирнова – М. : Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 14:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Печёнкина (УИ 57230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД