елена павлова
Приёмы нетрадиционного рисования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. "
Сухомлинский В. А.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?
Публикация «Приёмы нетрадиционного рисования в ДОУ» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Одной из задач подготовки является развитие мелкой моторики. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположенные очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений используют разные методы и приемы работы. Одним из эффективных методов считается: творческая деятельность.
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе – творец. Творчество человека происходит во всём. Без творчества человечества просто не существовало бы!
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и само понимания.
Одним из направлений творчества является нетрадиционное рисование.
Что такое нетрадиционное рисование?
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Нетрадиционное рисование предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Хочу представить вашему вниманию несколько методов и приёмов используемых мною на занятиях с детьми старшего возраста.
Рисование с помощью штампа.
Материалы: трубочки для коктейля (с одного края разрезанные на четыре части,краски "гуашь",палитра, зубная паста, кисть, баночка с водой, фломастеры.
Ход работы:
1. На палитре смешать кистью зубную пасту и гуашевую краску.
2. В эту краску обмакнуть трубочку для коктейля разрезанной стороной.
3. Поставить отпечаток на бумагу в виде снежинки.
В дальнейшем отпечатки, при помощи фломастера, превращаются в цветы или другие предметы.
Рисование свечой.
Материалы: свеча,кисть, баночка с водой,акварельные краски.
Ход работы:
1. На лист бумаги наносится слегка заметный рисунок карандашом.
2. По карандашному рисунку обводится свечой.
3. Акварельной краской тонируется весь лист.
Самое интересное, что рисунок появляется как в сказке.
Граттаж.
Материалы: восковые мелки,свеча,гуашь,зубная паста,зубочистка,стека, палитра.
Ход работы:
1. Лист раскрасить восковыми мелками в произвольной форме.
2. Смешать гуашь с зубной пастой в палитре.
3. Полученной краской затонировать весь лист.
4. После высыхания, с помощью зубочистки, процарапать задуманный рисунок. Большие плоскости можно выбирать стекой.
Нетрадиционное рисование необходимо включать в процесс обучения, так как это способствует большей заинтересованности детей на занятиях изо деятельности.
Это и занятие и игра одновременно.
Литература:
-М. А. Парнах «Уроки изобразительного искусства»(курс развивающих занятий для детей дошкольного возраста) Москва-2000г.
-М. М. Евдокимова «Волшебные краски» Москва «Школьная пресса» 2001г.
-А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»(практическое приложение) Ярославль, Академия развития 2006г.
В своей работе использовала материалы коллег " Социальная сеть работников
образования nsportal.ru"