Елена Толстоухова
Приемы формирования основ читательской и естественно-научной грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов их явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Педагогическая технология исследовательской деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей по следующим областям:
Публикация «Приемы формирования основ читательской и естественно-научной грамотности у дошкольников» размещена в разделах
Естественно - научную грамотность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. В процессе исследовательской деятельности происходит формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста естественнонаучных представлений, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному творческому познанию, освоению новых способов деятельности в сфере человеческой культуры.
Задачи:
Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления)
Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.);
Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения;
Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции. [/i]
Два основных вида естественно – научной грамотности у дошкольников :
Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Ориентировочно- естественнонаучные представления организуются взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Таким образом, естественно – научная грамотность является важным средством развития личности ребенка, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.