Ирина Козловская
Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок. Русский язык, начальные классы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование орфографической грамотности.
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Работа над орфографией начинается в период обучения грамоте и носит преимущественно пропедевтический характер: ученики практическим путем получают необходимые сведения о звуках речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые – мягкие, звонкие – глухие).
Публикация «Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок, Русский язык, начальные классы» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В этот период ученики знакомятся с такими орфограммами :
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных.
Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Написание безударных гласных.
Написание парных звонких-глухих согласных.
Написание непроверяемых безударных гласных.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твердый знак.
Наибольшую сложность представляет усвоение написаний слов с безударной гласной и парными звонкими-глухими согласными. Начинается работа с умения определять ударение. Ученики замечают, что один слог в слове произносится с большей силой голоса – это ударный слог, остальные – безударные.
Научившись распознавать место ударения в слове, дети овладевают умением находить в слове безударную гласную и знакомятся с приемами ее проверки.
На первых уроках ученикам предлагаются готовые графические образцы (косы – коса, сосны - сосна).
- Какая гласная пишется под ударением в слове косы? А в слове коса?
- Сравните написание гласных в ударном и в безударном слогах. Какой вывод можно сделать? (Какая гласная пишется под ударением, такая же гласная и без ударения в этом слове).
С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударную гласную, проверять ее написание, учащимся предлагаются задания :
1. Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную (мосты, река).
2. Подбери к данным словам слова с безударной гласной (норы – н…ра, страны – стр. на).
3. Среди данных слов найти проверяемое и проверочное (гора, горы, гористая).
4. «Подбери букву» :
Л…са живет в густом л. су.
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
В первом классе мы должны научить детей видеть безударную гласную в слове. Этому помогают такие упражнения:
Игра «Маячки» (или «Красный огонек») – наиболее эффективный вид работы.
В л. су ж…ла л…сА. В н…ре. у нее были л…сята.
Читаем слова дважды: 1 - орфографически, 2 – орфоэпически.
Цель задания – обратить внимание детей на несоответствие написания слов их произношению.
Графическое изображение (ученики слышимые слова не записывают, а отмечают графически только безударную гласную слова) :
На дворе горой, а в избе водой.
Работа выглядит так : о о и о.
Работа со слоговой таблицей.
ВЫ ПИТЬ ЛЮ
ЛЕ ЛЕП НЫЙ
ПИТ ЛЕН КА
Дети составляют слова, сравнивают их, находят безударную гласную, проверочное слово.
Подбор родственных слов с заданным корнем – «Вырасти дерево».
Отгадывание ребуса:
Ноч – ночная
я
Дети записывают слово–отгадку, находят безударную гласную, подбирают проверочное слово.
Сначала на слух – звуками, а затем зрительно – буквами, применяя схемы, учу различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в слове. Для з0акрепления правописания их используются различные виды работ :
1. Спиши слова, подчеркни выделенные буквы, вспомни правило: чужой, ручьи, голубь, Москва, земля.
2. Вставь пропущенные буквы, объясни:
Ч…жой,руч…и, голу…ь, …осква, з…мля.
3. Запиши эти слова под диктовку.
4. Запиши эти слова по памяти.
Здесь видно многоразовое использование текста.
Для развития орфографической зоркости работаем с текстом художественных произведений. На определенное правило ученики находят слова. Или в одном предложении предлагается найти, подчеркнуть известные орфограммы. При проверке видно, какие орфограммы ребенок знает (выделил, какие не знает, не видит. По алгоритму необходимо доказать написание.
В букварный период для развития памяти, внимания, в целях предупреждения ошибок учились писать по памяти:
1. Чтение слова (а в дальнейшем и предложения, объяснение его значения, чтобы проверить запомнил ли его.
3. Объяснить орфограммы.
4. Прочитать про себя по слогам так, как записано.
5. Закрыв глаза, проговори так, как будешь писать.
6. Текст закрывается; запись в тетради: «Пиши, диктуя себе так, как проговаривал».
7. Проверка написанного (самостоятельно) :
Читай то, что написал, отличая слоги дугой. Подчеркни орфограммы, сверь каждую орфограмму с данным текстом.
Многие орфографические ошибки учеников объясняются не столько незнанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Один из важных способов усвоения орфографии – соотнесение звуков и букв. Овладение им начинается в период обучения грамоте.
Сколько гласных звуков в слове Катя? Назови гласные. Какими буквами обозначишь их на письме?
Сравни та – тя.
Какой слог получится, если взять [л] и [а]?
Письмо с пропуском букв (если ребенок затрудняется, то букву не пишет, оставляет пустое место).
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это решается на уроках обучения грамоте. Применяю следующие виды работ :
Списывание основывается на проговаривании по слогам.
Письмо с проговариванием – ученики произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее (НА-пишу н с гласной а).Такое письмо исключает пропуски букв.
Комментируемое письмо строится на основе проговаривания по слогам, при этом ученики еще и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. При этом важно, чтобы все работающие успевали за комментатором.
Письмо под диктовку.
Сначала диктую слова так, как они пишутся, дети повторяют их по слогам. Затем провожу диктант с предварительной подготовкой.
Письмо по памяти.
Объяснительный диктант.
Творческие работы (составить предложение по опорным словам).
«Исправь работу Незнайки» :
Паля покрыты пушыстым кавром.
Марос скавал реки и азера.
Использование тестов.
Например: безударная е пишется в слове
З…рно
Ч…сло
Л…сток
С…стра
Пл…та
Три способа усвоения орфографии.
Существует три способа усвоения орфографии учащимися начальных классов :
1. Звуко-буквенный анализ (+ синтез – письмо слов, предложений);
2. Запоминание графического состава слова (зрительной восприятие, многократное воспроизведение, переписывание, печатание, вывешивание плакатов с трудными словами).
3. Решение орфографических задач.
Задания первой группы (основа орфографической грамотности) :
Сколько звуков в слове и сколько букв? Назови звуки и буквы. Какие буквы обозначают два звука? (поём, поют, съехал, вьюга).
Раздели слово на звуки. Напиши, называя буквы.
«Двойное» проговаривание слова (орфоэпическое – обычное и орфографическое – буквенное).
Объяснить, почему не совпадают звуки и буквы?
Фонетический разбор слова, при котором дети выделяют все звуки, характеризуют их.
Сколько слогов в слове собака? Как узнали? Назвать гласные звуки, буквы. Какие буквы не соответствуют звукам?
Произнесите слово вода. Назовите гласные звуки, сравните их. Почему одинаковые звуки обозначаются разными буквами?
Сколько согласных звуков в слове крот, дуб? Сколько звонких? Сколько глухих?
Определите, как меняются гласные звуки в первом слоге с «перемещением» ударения: кот – коты, двор – дворы.
Постоянные сопоставления звука и буквы формируют у учащихся внимание к звуку и букве: ведь правильно употребленная буква отражает исходное звучание в слове.
В запоминании правописания слов действует зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный фактор.
Выделяют такие упражнения, которые опираются на произвольное запоминание (требуют от ученика не только письма, но и сознательных операций, направленных на правописание слова) :
письмо с предварительной подготовкой;
письмо по памяти;
работа со «словарем»;
включение непроверяемых слов в составляемый текст;
заучивание стихов, содержащих трудные слова;
самопроверка.
Решение орфографических задач начинается с выделения орфограммы и установления ее типа. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные» работаем по такому принципу :
Найти слова, в которых согласный стоит на конце слова;
Выдели этот согласный, назови его пару;
Подбери родственные слова (или измени слова);
Из числа подобранных слов выбери то, которое пригодно для проверки;
Проверь;
Произнеси проверяемое слово, выдели голосом;
Запиши.
В решении орфографических задач очень важны слуховые диктанты, самодиктанты, орфографическое комментирование, сочинения.
Например:
Записать предложения, пропустив все гласные буквы, которые надо проверить.
Найти «лишнее» слово:
Голубь, чиж, кот, грач.
Косьба, метла, лошадка, грибки.
Необходимо, чтобы ученики владели рациональным способом действия.
Нужно учить ребят различать проверочное и проверяемое слово, одно и тоже написание можно проверить, используя разные приемы, сравнивать их по содержанию, форме.
Задания:
Вставь пропущенные буквы: кр…ты, н…сы, к…вры, шк…фы. Проверь их. Можно ли слово ковры проверить словом ковер? Почему?
Можно ли буквы «з» в слове сказка проверить словомс сказки?
Записать как можно больше проверочных слов: з…ма, н…ра.
Леса – лес, грибы – гриб, снега – снежок, лист – листы. Какое из слов пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара «лишняя»? поставьте на первое место проверочное слово, на второе место – проверяемое.
В формировании грамотного письма большую роль играет списывание.
Первый этап заключается в первичном прочтении учащимися предложения целиком. Для восприятия смысла его важно прочитать орфоэпически.
Второй этап заключается в активной орфографической ориентировке, т. е. цель его – обратить внимание ребенка на орфографическую форму списываемого предложения.
Третий этап характеризует сам процесс записи.
П. С. Жедек предлагает такой алгоритм списывания:
1. Внимательно прочитай предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в предложении все орфограммы.
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Итак, систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы, обобщения.