Елена Калинина
Приемы работы школьного логопеда над сложными предлогами с пространственным значением расположения: из-за и из-под
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, приходя в школу и имея общее недоразвитием речи, имеют очень ограниченный словарь, не понимающие значений даже многих простых слов, вследствие этого они испытывают большие трудности в употреблении слов с отвлечёнными значениями, особенно сложных предлогов. Для младшего школьника, имеющего в своём активном и пассивном словаре обозначения многих предметов и явлений окружающих его, в отличие от них служебные слова лишены предметного содержания и не используются в качестве самостоятельных слов.
Публикация «Приемы работы школьного логопеда над сложными предлогами с пространственным значением расположения: из-за и из-под» размещена в разделах
- Предлоги. Конспекты занятий
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В ходе моей работы у детей расширяется познавательная активность детей, развиваются как произносительные возможности, так и сокращаются ошибки в написании сложных предлогов на письме. Целесообразно проводить работу над сложными предлогами, над правильным их употреблением, использованием и правописанием их в предложении.
О. В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их в речи, замены встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.
Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И. Н. Садовникова также относит к аграмматизмам.
Дети часто заменяют сложные предлоги из-за, из-под заменяются предлогом из (выглянуло из тучи; выглянул из стула).
В коррекционно-логопедической работе с каждым предлогом на первом этапе отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. На втором этапе правильно их употреблять в активной речи. На третьем этапе отрабатывать правильное написание сложных предлогов.
В работе с детьми следует особо уделить внимание о представлении, о предлоге как отдельном слове и с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Ребёнку с общим недоразвитием речи свойственна трудность разделения речевого потока на какие-то отдельные элементы и вполне понятна. Ведь ему в потоке устной речи ему важно просто выразить только главную мысль, но не задумываясь над тем, из каких «речевых сегментов» она состоит.
Направления в логопедической работе над сложными предлогами :
• формирование представлений о смысловой значимости предлогов
• формирование навыка правильного употребления предлогов
• формирование знаний о предлоге как отдельном слове
• формирование правописания сложных предлогов
В работе над смысловым значением предлогов следует ставить следующие цели:
• развивать и уточнять пространственные представления, путем перемещения различные предметы в пространстве
• определять расположение предмета (его изображения)
• определять расположение предмета относительно другого
• узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры
• использование в письменной речи усвоенных предлогов
Предлагается последовательность изучения и правописания предлогов :
• предлог из-под
• дифференциация предлогов из-под и под
• дифференциация предлогов из-под и за
• предлог из-за
• дифференциация предлогов из-за и за
• дифференциация предлогов из-за и из
Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу следует дополнять правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.
Использование предложных конструкций целесообразно давать в глагольных словосочетаниях, так как от него зависит значение предлога и падежная форма существительного: выглядывает (откуда) из-под дивана; выбегает (откуда) из-за дома.
Использование сказок, игр, загадок, физминуток помогут школьному логопеду для работы над предлогами :
Физминутки
Тошка маму напугал:
Очень часто вылезал
Из-под кресла на полу,
Из-под вешалки в углу,
Из-под маленькой кроватки.
С кем же он играет в прятки?
Из-за лесу, из-за гор
Выезжал дядя Егор,
Его девушки любили
Кашей масляной кормили.
Игра «Прятушки»
Описание и инструкция: К нам прибежал щенок и хочет с вами поиграть в прятки. Щенок будет прятаться, а вы должны догадаться, откуда он выглядывает. (Щенок прячется за диван и выглядывает, а дети говорят: «Из-за домика, из-за стола и т. д.»)
Игра «Узнай, не ошибись»
Описание и инструкция: Друзья щенка услышали, как вы играете в прятки, захотели с вами поиграть тоже. Они спрятались, а вы постарайтесь их узнать и сказать откуда выглядывают. Кого видно из-за забора? (Из-за дерева видна лошадь.)
Составление и запись предложений с предлогом с опорой на схему.
Игра «Незнайкины ошибки»
Описание и инструкция: На доске записаны предложения с ошибками, а логопед просит найти ошибки и объяснить почему так надо писать.
Котенок вылез из скамейки. А Матюша вылез из стола. (Из-под стола.). А зайчик выпрыгнул изза куста. (Из-за куста).
Игра «Исправь Незнайку»
Описание и инструкция: Незнайка прислал нам письмо:
Берет Саша лейку. старенькой скамейки. А Люся вылезла. стола. Верно, кролик неспроста выскочил. моста.
Игра с мячом.
Описание и инструкция: Логопед бросает ребенку мяч и говорит ему, чтобы он заменил предлог под предлогом из-под (либо из-за)
Кошка забралась под стул (Кошка вылезла из-под стула); Белка спряталась под веткой; Божья коровка заползла под цветочек; Синичка залетела под козырек крыши.