МААМ-картинки

Приложение 2. Учебно-справочное пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций

Вероника Игнатьева
Приложение 2. Учебно-справочное пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы

Комнатные растения

как составляющая развивающей экологической среды

дошкольной образовательной организации

Учебно-справочное пособие

для воспитателей дошкольных образовательных организаций

Составитель:

Тапханаева Вероника Антоновна

Руководитель:

Жилина Елена Владимировна

2016 год

Содержание

Глава 1. Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной

организации

Глава 2. Комнатные растения как составляющая развивающей

Публикация «Приложение 2, Учебно-справочное пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций» размещена в разделах

экологической среды дошкольной образовательной организации

2.1. Экологические факторы в жизни растений и определение

микроклимата помещений

2.2. Комнатные растения – средообразующий экологический фактор

2.3. Виды комнатных растений, рекомендуемых для создания

развивающей экологической среды в дошкольной

образовательной организации

Литература

Глава 1.

Определение развивающей экологической среды

Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и её ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная – с экологической точки зрения – организация зоны природы в помещении дошкольной образовательной организации составляет развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Создание такой среды, её поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самооценки, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Особенностями методики экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, фильмы, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которое ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы - развивающей экологической среды. Рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, то есть в условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду – это прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в образовательной организации и находятся под опекой детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В дошкольной образовательной организации могут находится любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении;

- неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные – это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитанию; содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

- неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

- приспособленность к определенным элементам среды обитания;

- появление нового организма, его рост, развитие условия, обеспечивающие эти процессы;

- специфику живого организма, (растительного, животного, его отличие

- многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Глава 2.

Комнатные растения как составляющая развивающей

экологической среды дошкольной образовательной организации

2.1. Экологические факторы в жизни растений и определение

микроклимата помещений

Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост развитие, являются свет, влага, тепло, питательная почва, воздух. Среди них свет – самый главный фактор, так как он способствуют осуществлению фотосинтеза – процесса жизнедеятельности, при котором зеленое растение превращает лучистую энергию солнца в органическое соединение. Пигментные (зеленые) зерна листьев – хлорофилл – на свету обеспечивают соединение углекислого газа и воды, в результате чего образуются углеводы – органические вещества, являющиеся основной пищей растений. Именно поэтому в процессе эволюции у них выработалась способность поворачивать листовые пластинки к источнику света, стремление расположить их перпендикулярно к максимальному потоку лучей.

В помещении естественный свет всегда является боковым, так как поступает из окна. В этом имеет значение ориентация окон на ту или другую сторону света. В южные окна поступает наибольшее количество света – они открыты солнцу 6 – 9 часов в течение дня. Восточные и западные окна пропускают меньше света – 3 – 4 часа в день: в восточные окна солнце светит утром, в западные – вечером. В северные окна солнечный свет не попадает, их подоконники одинаково освещены в течение всего дня. Освещенность помещения зависит также от наружного затенения – близко расположенного здания, забора, густого озеленения.

Доказано, что ритм роста и развития комнатных растений зависит от светового режима помещения и их экологического происхождения. Теневыносливые растения растут при освещенности в 700 – 1000 люксов, их рост останавливается при 700 люксах. Благоприятным обстоятельством является то, что освещенность помещения можно регулировать лампами дневного света – усилить световой поток, увеличить продолжительность освещения.

Для комнатных растений имеют значение температура и влажность помещения. В начале осени температура колеблется от 13 до 18°С, включение отопления повышает ее до 22°С. В летнее время температура, как правило, бывает 22 - 28°С. В целом эти колебания приемлемы для нормальной жизнедеятельности комнатных растений. Однако следует учитывать, что в разных местах помещения температура бывает неодинаковой: на подоконнике она ниже на 3 – 4 °С, вблизи радиатора, наоборот, на 3°С и более выше. Температура воздуха ниже также в тех местах, где открывается фрамуга для проветривания помещения. Тропическим растениям тепло необходимо круглый год, они плохо переносят перепады температуры; субтропическим, наоборот, в зимнее время (период покоя) необходимо понижение температуры на 3 – 5 °С.

Оптимальная влажность для нормального протекания фотосинтеза составляет 50 – 80%, что в целом соответствует состоянию помещений ДОУ. В ряде случаев при сильном отоплении резко повышается температура воздуха и уменьшается его влажность на 25 – 30%, что хорошо лишь для засухоустойчивых растений. В этом случае требуется искусственное увлажнение воздуха. Можно развешивать мокрую ткань в подходящем местах, ставить около растений широкие сосуды с водой, чаще их опрыскивать. Оптимальным способом увлажнения воздуха является комнатный фонтан.

При планировании озеленения помещений детского сада в целом или отдельной группы необходимо учесть микроклимат конкретных мест, пригодных для растений. Это можно сделать приблизительно или очень точно – с помощью специальных приборов: компас позволяет определить ориентацию мест по сторонам света, термометр – перепады температуры в разные сезоны, психрометр – степень влажности, а люксметр – освещенность и ее изменения в зависимости от сезона, погоды и стороны света. Можно даже составить специальную карту помещений с параметрами микроклимата.

Экологически значимым фактором для комнатных растений является почва, в которой они растут. Различные растения требуют различной почвы, ее специально составляют из разных компонентов природной почвы. Главными из них являются следующие. Дерновая земля - это перепревшие в течение года пласты дерна (травы вместе с землей, взятые с луга. Она бывает легкой и тяжелой: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой – глина. Листовая земля – получается через 2 – 3 года из сложенных в кучу опавших листьев яблонь, груш, клена, тополя, вяза, липа (кроме листьев дуба, ивы и каштана, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля. Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой. Торфяная земля – это темно-бурая масса, образующаяся в болотах и высыхающих водоемов и состоящая из остатков полусгнивших растений. Ее можно собрать в низинах и выдержать 1,5 – 2 года. Она – рыхлая (легкая, питательная и влагоемкая земля, но может быстро пересыхать. Перегной – это перепревший в течение 2 лет в куче коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все необходимые микро- и макроэлементы. Песок хорошо пропускает влагу, создает рыхлость почвы, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, вода и воздух. Питательные вещества разделяются на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт). Первых требуется больше, вторых – меньше. Все эти элементы вместе или отдельно содержатся в удобрениях, которые выпускаются промышленностью и продаются в магазинах «Природа», «Семена» и др. Обычно удобряют здоровые растения в период их активного роста (весной и летом, больные и только что пересаженные растения подкармливать нельзя. Удобрения используются в растворенном виде после полива в полном соответствии с инструкцией (листовка с рекомендациями всегда имеется в упаковке). Молодым растениям дают больше азота – он необходим для роста. С возрастом растения подкармливают: фосфор нужен для нормального развития (цветения, плодоношения, калий хорошо регулирует в растении обмен веществ, поступление воды в клетке организма, кальций способствует нормальному развитию корневой системы. Хорошие результаты получаются при слабой и частой подкормке растений (1,5 – 2 г удобрения на 1 л воды, редкая и концентрированная подкормка менее эффективна.

Очень важным с точки зрения экологии растений является снабжение их водой: от умелого и своевременного полива и опрыскивания зависят их рост и фазы развития. Земля в горшках должна быть умеренно влажной, нельзя допускать как ее пересушивания, так и переувлажнения – и то, и другое тонкие и нежные корневые волоски, через которые и происходит всасывание влаги и питательных веществ. Избыточный и частый полив ведет к их загниванию, кроме того, в этом случае растение недополучает кислород, так как все свободное пространство в горшке занято водой. Существует некоторые общие правила полива для всех растений: в сухом и жарком помещении независимо от сезона и периода развития их поливают чаще, чем в прохладном; в пасмурную погоду их поливают реже, чем в солнечную; летом поливают обильнее, чем зимой; во время вегетативного роста, цветения поливают больше, чем в период покоя; растения в маленьком горшке поливают чаще, чем в крупном (земля в нем пересыхает быстрее); молодые, сильные и здоровые растения поливают обильнее, чем слабые и болезненные.

В общем следует иметь в виду, что полив нужен, если земля пересохла сверху на 1 – 1,5 см, что устанавливается практическим путем: при поливе вода должна смочить всю землю и вылиться на поддон. Вода для полива должна быть отстоянная и комнатной температуры (во время цветения – чуть выше).

Еще один экологический фактор жизнедеятельности комнатных растений – воздушный режим. Для большинства растений нужен свежий, чистый и не очень сухой воздух – они дышат всеми своими органами, в том числе и корнями. Сухой воздух тормозит процесс фотосинтеза, так как устьица на листьях растений закрываются, чтобы не было лишнего испарения влаги, углекислый газ поступает в меньших количествах, обмен веществ сокращается – рост и развитие растения замедляются или вовсе останавливаются. Помещения следует проветривать, воздух увлажнять, при этом не допускать попадания на растения холодных воздушных потоков из фрамуги. Корни хорошо дышат, если горшок глиняный (имеет поры) и земля в нем рыхлая.

Последним экологически значимым фактором для нормальной жизнедеятельности комнатных растений является человеческий фактор. Практикой комнатного цветоводства замечено, что растения хорошо себя чувствуют и лучше растут в тех случаях, когда между людьми складываются благоприятные взаимоотношения, когда в помещении спокойная обстановка, когда с растениями общаются – часто подходят и смотрят на них, любуются, говорят им приятные слова. Механизм воздействия на растения в этом случае до конца еще не установлен, но положительный результат очевиден.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству.

2.2. Комнатные растения – средообразующий экологический фактор

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет разнообразное значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей, а поэтому оказывают влияния на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае имеют значение правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.

Важнейшим положительным психологическим фактором является красота растений: насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей и других частей растения, хорошая кустистость, облиственность, отсутствие голых участков, сухих листьев. Это одновременно является показателями хорошего состояния растений. Их самочувствие и красота находятся в прямой зависимости от условий, в которых они произрастают. В каждой возрастной группе могут находиться любые безопасные для детей растения, но обязательно в ухоженном состоянии. В этом случае обеспечиваются не только красота, но и наибольшая вероятность их зацветания, что в свою очередь делает их более привлекательными, повышает эстетику жизненного пространства.

Красота помещения создается не только внешним обликом, но и расположением растений, их рассредоточенностью в пространстве или объединением в композиции. Размещая растения в интерьере, следует иметь в виду несколько простых правил фитодизайна. Красивы все растения, поэтому их целесообразно ставить на некотором расстоянии друг от друга – в этом случае им легко дышать и расти, а детям – легко наблюдать и ухаживать за ними. Есть растения, которые особенно чувствительны к жизненному пространству - они хорошо себя чувствуют и красиво выглядят лишь в том случае, когда их ничто не стесняет, например такие как бальзамин-недотрога. Поэтому важно, чтобы растения на подоконнике располагались на значительном расстоянии друг от друга. Занавески не должны свисать - это препятствует обмену воздуха и общению детей с растениями.

Красота интерьера создается тем, что растения рассредоточиваются в вертикальном и горизонтальном пространстве. По горизонтали растения легко распределить при двустороннем естественном освещении помещения, учитывая при этом, что многие из них нуждаются в притенении, являются теневыносливыми. Их можно расположить в глубине помещения на расстоянии 1-1,5 метра от окна. Вертикальное распределение предусматривает устройство растений на однотонно окрашенных стенах, перпендикулярных окну, на подоконнике и на полу. Это красивые ампельные растения (сциндапсус, ройциссус, плющ и др. ,расположенные на уровне глаз взрослого человека (или несколько выше); напольные растения (китайский розан, фикус и др., расположенные в спокойных и достаточно освещенных местах. В таком «зеленом садике» дети могут отдыхать: сидеть в мягкой мебели, рисовать, рассматривать книги, играть в настольные игры. Ребята привыкают к растениям, осторожно с ними обращаются, глаза их часто отдыхают на зелени, они чувствуют себя комфортно. Распределение растений в пространстве улучшает микроклимат в группе, сохраняет психическое здоровье детей и взрослых.

Достижением фитодизайна является создание композиций из растений, которые не боятся соседства друг с другом и нуждаются в сходных условиях. Композиции могут быть созданы в торшерах, напольных или настольных ящиках, на декоративных столиках и подставках, настенных полочках. Их может объединять специально подготовленное небольшое бревно, группа пней или крупная красивая коряга. Привлекательность композиции создает сочетание растений, разных по форме и окраске: с прямостоячими и ползучими стеблями, с крупными и мелкими листьями, поднимающиеся вверх и свешивающиеся. Композиции из растений благотворно действуют на здоровье и эмоции человека: снимают стресс, вызывают радость, дают отдых глазам. Рядом с напольной композицией неплохо поставить небольшое кресло, декоративную скамейку, на которые может присесть взрослый, куда можно посадить для успокоения (вместо наказания) разбаловавшегося ребенка. В книгах по комнатному цветоводству дается много примеров различных композиций, этими рекомендациями может воспользоваться любой воспитатель.

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость- листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом- именно днем (на свету, когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

В последнее время специалисты обращают все большие внимания на медицинские параметры комнатных растений- лечебное значение соков, отваров, примочек и др., приготовленных из них. Всем известны, например, прекрасные лечебные свойства столетника (алоэ древовидного). Для группы детского сада имеют значение растения, выделяющие фитонциды,- легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха, что способствует разрушению патогенных организмов, находящихся в нем. Известно, что дети очень чувствительны к различным инфекциям, часто являются носителями и распространителями бактерий (если кашляют или чихают). Растения, обладающие фитонцидными свойствами, позволяют улучшить воздушную среду помещения. К таким растениям относятся разные виды пеларгоний (герани, многие суккуленты (алоэ, толстянки, аукуба японская, антуриум величественный, колемус Блюме, пеперомии, туя восточная.

Особая роль принадлежит растениям, поглощающим из воздуха вредные вещества и газы, которых в настоящее время достаточно в каждом помещении, их выделяют разнообразные синтетические материалы, из которых сделаны предметы быта: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Известно, что все эти вещества вредны для здоровья, могут вызывать аллергию и другие заболевания. Наиболее подходящим для очищения воздуха комнатным растением является хлорофитум хохлатый- неприхотливое растение, имеющееся в каждом детском саду. Для очистки воздуха помещены группы (достаточно большого) нужно не менее двух растений.

Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека- улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций «Лесенка успеха»Фотоотчет о конкурсе профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций «Лесенка успеха» С 17 по 24 октября 2017 года в Беловском районе прошел конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций.

Мастер-класс для педагогов дошкольных организаций «Лаборатория оздоровления» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий. Задачи: - раскрыть значение здоровьесберегающих.

Материал для педагогов образовательных организаций. Описание системы работы музыкального руководителя Описание системы работы музыкального руководителя I категории МБДОУ детский сад «Светлячок» Мариинско - Посадского района Чувашской Республики.

Методическая разработка для педагогов образовательных организаций. "Становление новых форм музыки на рубеже XVII и XVIII веков" В истории музыкального искусства Западной Европы восемнадцатый век получил.

Методический материал для педагогов образовательных организаций. Стихотворение «Мир» Автор: С. Васильева В начале нашего земного мирозданья, Когда Творец задумал, мир создал, Гласит сие Библейское преданье, Вначале было.

Методический материал для педагогов образовательных организаций. Стихотворение «Мы — за здоровый образ жизни!» Тихо тикают часы В круглой белой рамочке. Обойтись не можем мы, Без часов не справиться. Ночью спим, часы идут, Механизм их слаженный Измеряет.

Методический материал для педагогов образовательных организаций. Стихотворение «Ветеран» 1. В деревне он родился, У мамы первый сын. Отец в Гражданской бился, И голову сложил. 2. Лежит в альбоме фото – На нем босой пацан. После.

Сценарий дня рождения для дошкольных организаций (Именинница (ик)Сидит за столом «в кабинете», разговаривает по телефону. Слова за кадром: Жизнь шла размеренным веком. Выходит старший сын.

Сценарий квест-игры «Тропа безопасности» для воспитанников дошкольных организацийСценарий квест-игры «Тропа безопасности» для воспитанников дошкольных организаций «Тропа безопасности» квест-игра Цель: Повышение уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности. Задачи: -формирование.

Выступление на районном методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Учебно-практико-ориентированные семинары, как средство внедрения инновационных программ в практику дошкольных образовательных учреждений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приложение 2. Учебно-справочное пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций
Опубликовано: 19 января 2018 в 11:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приложение 2. Учебно-справочное пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Игнатьева (УИ 476878) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД