МААМ-картинки

Применение информационно-коммуникационных технологий в развитии алгоритмического мышления дошкольников

Ольга Владимировна Александрова
Применение информационно-коммуникационных технологий в развитии алгоритмического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии алгоритмического мышления дошкольников.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Мы сейчас находимся в условиях быстрого роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Под информационно-коммуникационными технологиями понимается использование интернета, компьютера, видео, DVD, телевизора, интерактивных досок, планшетов, программируемых игрушек и других устройств, то есть тех технологий, которые могут представлять, большие возможности для познавательного развития дошкольников. Ни для кого не является секретом, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Звук и движение мультипликации надолго привлекает внимание детей, и позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и игровой форме, достигнуть нового качества знаний, которые развивают логическое мышление дошкольников.

Публикация «Применение информационно-коммуникационных технологий в развитии алгоритмического мышления дошкольников» размещена в разделах

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной обще- образовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно- коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;

обеспечение взаимодействия с семьёй;

обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;

облегчение реализации образовательной деятельности;

облегчение методической работы;

обеспечение коммуникации;

возможность самореализации;

возможность самообразования.

средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммутативными.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображения информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникативные технологии определяют методы, способы и средство взаимодействия человека с внешней средой (Обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Использованием ИКТ технологий в развитии алгоритмического мышления дошкольника в подготовительной группе на тему: «Учимся, играя».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Направление: развивающее.

Тип занятия: комплексное.

Время проведения: 30 минут.

Цель: подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.

Задачи:

Образовательные: упражнять в умении находить общее в предметах, называть обобщающее слово. Формировать умение «работать по правилам».

Развивающие: развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать); развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь); развивать зрительно-моторную координацию; развивать зрительно-пространственную ориентацию; развивать элементарные навыки самооценки; развивать фантазию и воображение; развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе; воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться; повысить интерес детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе с помощью работы с мультимедийным оборудованием.

На занятии применяются технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно коммуникативные.

Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, письмо от Незнайки; листы бумаги, разделенные на 9 клеточек; простые карандаши, цветные карандаши, набор фигур к заданию «Самое непохожее», лепестки цветов (красный, желтый, синий).

На протяжении всего занятия на слайдах с заданиями появляются значки (по Цукерман Г. А., по ним ребята определяют, какой вид работы их ожидает (работаем по одному, работаем в парах, работаем все вместе).

Ход занятия:

Организационно-мотивационная часть:(3мин.)

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Обращает внимание на проектор, к которому на протяжении всего занятия будут они обращаться (смотреть слайды).

Упражнение «Разделись на пары» (1 мин.)

Цель: создание настроя на занятие.

Детям раздаются карточки с нарисованными половинками разных предметов (н-р, морковь, огурец, яблоко и т. д.). Если найти вторую половинку у своего соседа, то получится целый предмет.

По команде воспитателя дети ищут вторые половинки своих картинок и встают вместе. Таким образом, образуются пары.

Упражнение «Давайте поздороваемся» (1 мин.)

Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.

Воспитатель: «Я предлагаю вам поздороваться, поприветствовать друг друга. Будем здороваться парами, как стоите, но необычным способом. Когда я хлопну в ладоши один раз, вам нужно пожать друг другу руку, когда два раза – поздороваться спинками, когда три раза - обняться. Будьте внимательны!» (дети выполняют)

Воспитатель: «Замечательно! Молодцы!»

Игровая ситуация «Письмо от сказочного героя» (1 мин.)

Введение дошкольников в «школьный мир», сообщение о предстоящей работе, развитие фантазии и воображения.

Воспитатель показывает письмо, открывает и читает.

«В страну знаний предлагаю пойти,

Разные задания Вас ждут на пути.

С ними справиться сумейте,

Будьте смелее и не робейте!

А я вам помогу в пути

Дорогу знаний достойно пройти!»

Воспитатель: «Ребята Вы догадались от кого это письмо?» (версии детей)

Воспитатель: «А как вы догадались?» (на конверте нарисован Незнайка)

Воспитатель: «Правильно это письмо от Незнайки. И он предлагает вам выполнить задания. За каждое выполненное задание вы получите от него цветок, на котором сзади написана буква. Когда вы соберете все буквы, вы сможете составить слово и узнать, о какой стране знаний было сказано в письме Незнайки.

Основная часть:(25 мин.)

1. Игра «Угадай по описанию» (3мин.)

Развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти.

На экране появляется значок работа группой и по одному (воспитатель обращает внимание детей на значки; спрашивает, что они означают; затем подводит итог, что в этом задании мы играем всей группой, но задание выполняет один ведущий, которого выбрали, остальные не помогают).

Воспитатель читает дальше письмо Незнайки с заданием.

Воспитатель: Первое задание, которое нам предлагает сделать Незнайка – это проверить, насколько мы все внимательны и хорошо знаем друг друга.

Упражнение на развитие внимания.

Представьте себе, что вы попали в лес и заблудились. Как вас могут найти? (версии детей) Правильно - по описанию. Мы все разные. У нас разный цвет волос, глаз, рост, мы по-разному, одеваемся. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай по описанию».

Сейчас вы рассмотрите внимательно друг другу. Затем выберем ведущего, который отвернется, а я буду описывать одного ребенка. Ведущий должен узнать по описанию ребенка, о котором идет речь. Если ведущий-ребенок не угадывает, ему предлагается повернуться и рассмотреть всех, найти того ребенка о ком шла речь.

Примечание: за выполненное задание ребята получают цветок с буквой «К» от Незнайки.

Далее воспитатель предлагает детям занять свои места за столами и слушать второе задание Незнайки. Обращает внимание детей, что следующее задание будет появляться на экране.

2. Упражнение «Четвертый лишний» (3 мин.)

Развитие элементов логического мышления и способности к обобщению.

На экране появляется значок работа по одному (дети отвечают, поднимая руку).

Перед детьми на экране проектора появляются наборы картинок (тетрадь, пенал, линейка, платье, 2 картинка: ручка, карандаш, мяч, книга). Дети должны догадаться, что из предметов будет лишним, объяснить свой выбор.

Примечание: за выполненное задание ребята получают цветок с буквой «Л» от Незнайки.

Далее появляется слайд с нарисованными кинезиологическими упражнениями.

Воспитатель: «Как думаете, что дальше нам предлагает выполнить Незнайка?» (версии детей)

3. Кинезиологические упражнения. (2мин.)

На экране появляется значок работаем все вместе.

Цель: активизировать деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации, улучшить мыслительную деятельность, синхронизировать работу полушарий, способствовать запоминанию, повышать устойчивость внимания, развитие моторики.

1) «Кулак, ребро, ладошка»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.

2) «Мы играли в ладушки…»

Дети кладут руки на стол: одна ладонью вверх, другая ладонью вниз. Затем под слова четверостишья дети меняют ладони: та, что была вниз – становится вверх, та, что была вверх – кладется вниз.

Мы играли в ладушки,

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем,

И опять играть начнем.

3) «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Далее появляется слайд с нарисованными глазами.

Воспитатель: «Как вы думаете, что предлагает нам выполнить Незнайка?» (версии детей)

4. Зрительная гимнастика «Будем глазкам помогать» (1мин.)

Раз, два, три, четыре, пять! (растирать ладони до тепла)

Будем глазкам помогать

Быстро засыпать (прикладывать ладони к глазам на 1-2 секунды,

А теперь они проснулись (массировать кулачками глаза,

Влево - вправо повернулись (движения глазами влево - вправо без поворота головы)

И улыбнулись! (широко раскрыть глаза, улыбнуться)

5. Игра «Пиктограмма» (5мин.)

На экране появляется значок работа по одному (дети отвечают, поднимая руку).

Развитие опосредованного запоминания, мелкой моторики.

Детям предлагается лист бумаги, разделенный на клеточки, и простые карандаши.

Воспитатель читает слова и словосочетания. Дети делают небольшие зарисовки к этому слову или словосочетанию. Затем им нужно вспомнить все названные слова и словосочетания по своим зарисовкам. Предложенные слова (малыш, тяжелая работа, веселый день, лес, зима, подарок, любимая игрушка, ночь, грустный человек).

Примечание: за выполненное задание участники получают цветок с буквой «О».

6. Динамическая пауза «Ухо, рот, нос…» (1 мин.)

На экране появляется значок работаем вместе.

Развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, снятие напряжения.

Дети встают в круг.

Воспитатель:

«Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть!

Вы, ребята не зевайте,

А за мною повторяйте.

Делайте, что я скажу,

А не то, что покажу».

Дети показывают названные части тела вместе с воспитателем, но педагог иногда показывает неправильно. Задача детей слушать и показывать правильно то, что сказал воспитатель, а не показал.

7. Игра «Мгновенное построение» (3мин.)

На экране появляется значок работаем вместе.

Развитие самостоятельности, памяти и внимания, навыков общения друг с другом, закрепление умения работать в мини-группах.

Ребята должны встать вокруг воспитателя, следующим образом: несколько - впереди, несколько - сзади, справа, и слева. Дети запоминают свое расположение относительно воспитателя и относительно друг друга. После того, как воспитатель покрутится на месте, ребята должны вспомнить свое расположение и занять нужное место. Игра выполняется несколько раз.

Примечание: за выполненное задание участники получают цветок с буквой «Ш».

8. Упражнение «Самое непохожее» (3мин.)

На экране появляется значок работаем парами.

Развитие элементов логического мышления и способности к обобщению.

Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.

Воспитатель: «Перед вами наборы геометрических фигур. Разделите их на группы»

Работая в парах детям необходимо определить, по каким признакам можно разложить геометрические фигуры на две группы. Затем, они должны договориться и решить, кто будет отвечать по какому признаку они разложили. (дети выполняют)

Воспитатель: «На отдельной карточке нарисована фигура. Вам необходимо найти из всех фигур ту, которая будет совсем не похожа на фигуру на карточке. Затем объяснить, почему вы так считаете». (фигура должна быть не похожа формой, цветом и размером)

Примечание: за выполненное задание участники получают цветок с буквой «А».

9. Упражнение «Составь слово». (2 мин.)

Дети составляют слово из получившихся букв. Получиться слово – ШКОЛА.

10. Рефлексия «Моя оценка». (2мин.)

Цель: формирование элементарных навыков самооценки.

Воспитатель: «Оцените, пожалуйста, как вы сегодня занимались.

Мне понравилось занятие и у меня все получилось – красный лепесток;

Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились – желтый лепесток;

Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось – синий лепесток.

Заключительная часть. (2 мин.)

Дети встают в круг. Воспитатель говорит, что на этом наше занятие закончилось и пора прощаться. В соответствии с текстом дети повторяют движения.

Цель: поддержание эмоционально-положительного настроя в группе.

Дружно хлопнули в ладоши

(хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой

Все, во что мы здесь играли

Мы запомнили с тобой

(участники берутся руками за голову и покачивают

ими из стороны в сторону)

«До свиданья!» - всем сказали (все машут рукой)

Отправляемся домой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельностиРазвитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельности Консультация для родителей «Развитие алгоритмического мышления у детей 6-7 лет в процессе использования робототехники в образовательной.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологийКонспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.

Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольниковПрименение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Выполнила: воспитатель Тогучинского детского сада №1 Озерова Л. А. «Без игры.

Применение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчествуПрименение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчеству Новые технологии все больше внедряются в систему дошкольного образования. В наш бурный век познавательное развитие ребенка в корне меняется.

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗПрименение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение информационно-коммуникационных технологий в развитии алгоритмического мышления дошкольников
Опубликовано: 9 марта 2024 в 21:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение информационно-коммуникационных технологий в развитии алгоритмического мышления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Александрова (УИ 3045297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД