МААМ-картинки

Применение информационных технологий при ознакомлении детей с бытом, традициями и культурой русского народа

Любовь Смирнова
Применение информационных технологий при ознакомлении детей с бытом, традициями и культурой русского народа

Народная культура содержит все компоненты для оптимального развития всесторонне развитой личности: фольклор, художественно-прикладное творчество, народная музыка, основы этического поведения, гармоничное существование с природой, подвижные игры и трудовое воспитание. В ней в гармоничном соответствии имеются все компоненты, позволяющие вырастить из ребенка доброго, сильного, внимательного, ловкого, смелого и трудолюбивого человека, любящего свою природу, свой народ, свои традиции, свою Родину. Понимая важность патриотического воспитания, мной на основе программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской национальной культурой» была создана программа - " По приобщению детей дошкольного возраста с бытом культурой и традициями русского народа". Которая, реализовывалась в условиях учебного комплекса музейного вида «изба». Был накоплен богатый опыт и авторские разработки, обеспечивающий реализацию программы, методический пакет. Однако, по производственной необходимости, в связи с изменившейся демографической ситуацией от данной инновационной развивающей среды пришлось отказаться и найти альтернативный способ реализации данной программы. Наша ситуация не единична, многие детские сады испытывают дефицит места и не имеют возможности выделить отдельную комнату для занятий. Мы нашли выход из положения, представленный опыт работы показывает, как можно решить данную проблему.

Публикация «Применение информационных технологий при ознакомлении детей с бытом, традициями и культурой русского народа» размещена в разделах

Вторым фактором, подвигающим освоение возможностей информационных технологий для ознакомления дошкольников с бытом, традициями и культурой русского народа стало появления большого количества детей - визуалов. Современные дети техногенного века быстрее всего воспринимают информацию, полученную с помощью использования электронных приборов.

Итак, с учетом требований ФГОС, для реализации образовательной программы МДОУ № 453 были созданы интегрированные занятия. Данные занятия про ознакомлению детей с бытом, традициями и и культурой русского народа были тесно связаны с экологией, художественной и музыкально -театральной деятельностью и часто взаимопроникали друг в друга. Именно это давало возможность наблюдать за природой, закреплять знание народного календаря, отрабатывать у детей навыки игры на народных музыкальных инструментах, успешно осваивать народно прикладные промыслы, ставить инсценировки по народным сказкам, и так же привлекать детей старшего возраста к помощи по проведению народных игр с малышами. Для подачи материала использовалась спиральная модель, базирующаяся на влиянии сезонов на быт русского народа

Занятия в такой взаимосвязанной интегрированной системе, показали повышенную результативность. Детям нравились занятия, они проявляли активность в освоении данной программы и применяли полученные знания в других образовательных областях. Отказываться от столь успешного опыта не хотелось и пришлось приспосабливаться к изменяющимся реалиям.

Целью работы было поставлено, найти способ реализации программы по приобщению детей дошкольного возраста с бытом, традициями и народной культуре в условиях уплотненных групп.

А задачами :

- разработать способ использования информационных технологий при ознакомлении детей с бытом, традициями и культурой русского народа

- знакомство с русским бытом, традициями, праздниками

- воспитание любви и уважения к своему Отечеству, решение проблемы "оторванности от истоков".

Надо сказать, что реализации задач по выбранному направлению, способствовало получение в 2009 году нашим детским садом, целевого гранта главы администрации города Нижнего Новгорода за проект "Организация системы информатизации ДОУ". Благодаря гранту, в детском саду появился компьютерный класс, а у педагогического состава появилась возможность использовать компьютеры для работы с детьми. Такое техническое обеспечение дало возможность создавать презентации к занятиям. Это было очень актуально, так как современные дети сильно оторваны от исторических реалий наших предков. Для ознакомления дошкольников с русским бытом, традициями и культурой требуется огромное количество наглядных материалов, которые включают в себя не только плакаты, продукцию народного и сувенирного промысла, демонстрационные материалы (гербарии, муляжи, макеты и т. п., но визуальный контакт с носителями традиций. Очень трудно объяснить детям как в процессе таких традиционных занятий : как ткачество, кружевоплетение, гончарного или кузнечного промысла появляются ткань, кружева, глиняные или скобяные изделия. Тут действует принцип "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Кроме того, весь этот комплект "наглядностей" требует значительных финансовых затрат,а также организации места его хранения. Поэтому применение информационных технологий для создания своего методического обеспечения занятий стало оптимальным вариантом. Пользуясь поисковыми системами и социальными сетями интернет можно самостоятельно создать прекрасный наглядный материал для занятий, соответствующий нормам дошкольного образования по времени, подаче и обработке информации. А можно воспользоваться и готовыми авторскими материалами, которые в настоящее время, в имеются свободной продаже. У нас,например, взята на вооружение коллекция аудиоэнциклопедий детского издательства "Елена"

серии "Привет, я Чевойстик", включающая такие диски как:

Как жили на Руси; Леса России; Наша страна Россия;

Домашние животные; Животные Сибири. Великая Отечественная.

Народные инструменты.

Материал с этих дисков очень удобно использовать в качестве контрольных материалов. Допустим, дети получили блок типовых информационных занятий, в заключении они слушают аудио ролик с диска, после обсуждают с педагогом услышанное, находят и показывают знакомые предметы. Таким образом, меняется сценарий занятия, что освежает восприятие детей, развивается воображение, слуховое сосредоточение. Дети испытывают удовлетворение от того, что они понимают от чем шла речь на аудио ролике, а педагог контролирует процесс усвоения детьми материала. Вот так, все удобно, просто, интересно. Не менее увлекательно проходит работа с использованием мультфильмов. В с золотой фонд нашей мультимедиатеки, входит коллекция продуктов студии СоюзМультФильм, включающая мультфильмы:

Серая шейка;

Гуси-лебеди;

Аленький цветочек;

Волк и семеро козлят;

Дед Мазай и зайцы;

Петушок золотой гребешок;

Сестрица Аленушка и братец Иванушка;

Снегурка;

Царевна лягушка и многие- многие другие.

Добрые, прекрасно прорисованные мультфильмы на основе русских народных сказок несут в себе нравственное зерно. Для того чтобы использовать их в качестве обучающего материала необходимо просто время от времени ставить видеоролик на паузу и рассматривать в деталях одежду героев, их бытовое окружение, обсуждать мотивы их поведения.

И все этот разнообразие методов и приемов появилось благодаря тому, что в комнату с экспозицией предметов русского быта поставили компьютер. Так прошлое и настоящее объединились для того чтобы работать на благо будущего.

В нашем детском саду для осуществления занятий по ознакомлению дошкольников с бытом, традициями и культурой русского народа выделена небольшая комната, имеющая двойное назначение и используемая еще как изостудия, однако с таким же успехом занятия можно проводить на группе, если оборудовать ее телевизором с DVD приставкой.

У нас, например, приобретение такого комплекта в группы прошло вторым этапом работы по использованию информационных технологий при

ознакомлении детей с бытом, традициями и культурой русского народа. И ему способствовало получение в 2013 году нашим детским садом гранта губернатора Нижегородской области в рамках приоритетного проекта "Образование", который мы получили за участие и победу в конкурсе муниципальных дошкольных образовательных учреждений Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы.

Конечно никто не отменяет классические формы подачи материала, плакаты, книги с иллюстрациями, сувенирную продукцию, коллекцию предметов быта, раскраски, тематические настольные игры, просто используя в работе с детьми возможности современной техники можно значительно обогатить грани реализации поставленных задач.

Во время проведения календарно - обрядовых праздников, которые дети любят и с удовольствием в них участвуют, мы делаем фото видео съемку. Такие фото и видео материалы дети любят пересматривать в свое свободное время, а родители получают информации о том, как проводится детском саду работа по дополнительному образованию

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение информационных технологий при ознакомлении детей с бытом, традициями и культурой русского народа
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 11:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД