Наталия Серёгина
Применение нетрадиционных техник аппликации на занятиях художественным творчеством с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель ГОБУСОН социальный приют для детей и подростков «Берегиня»
В последние годы отмечается рост числа детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства. Для них государством созданы социальные приюты, одной из главных задач которых является восстановление широкого спектра отношений воспитанников с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Публикация «Применение нетрадиционных техник аппликации на занятиях художественным творчеством с дошкольниками» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт. Но даже если ребенок поступил из относительно благополучной ситуации (например, по причине болезни матери, сам факт поступления в приют уже является травмой.
Что чувствует ребенок? Как он реагирует на окружающий мир? Прежде всего, это - напряжение нервной системы и стресс, проявляющиеся в потоке отрицательных эмоций, таких как негативизм, немотивированная агрессия, беспокойство, тревожность. Однако, есть дети, последствиями психологической травмы которых является апатия, безразличие, заторможенность, нежелание вступать в межличностные отношения со сверстниками и окружающими. Они похожи на маленьких зверьков, затравленных жизнью и загнанных в клетку жестоким миром взрослых.
Как помочь ребенку пережить психологическую травму и вернуться к полноценной жизни в мире детства? На помощь приходит художественное творчество. В нашем социальном приюте для детей и подростков «Берегиня» большое внимание уделяется творческому развитию детей. С детьми и подростками ведутся занятия по театральной деятельности, фотографии, изобразительному искусству, где каждый ребенок может раскрыться и реализовать себя как личность.
Для детей старшего дошкольного возраста в приюте работает кружок аппликации «Квилинг для малышей» (5-6 лет). Квилинг – нетрадиционная техника аппликации, основанная на скручивании бумажных лент и создании поделок из них. На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века, а её основателями были монахи, создававшие изящные медальоны, путем закручивания на кончике пера бумаги с золочеными краями.
Аппликация - одно из самых доступных и увлекательных детских занятий. И неудивительно: эта деятельность позволяет моим воспитанникам отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему, реализовать в творчестве свои мечты и желания. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком.
Занятия аппликацией способствуют развитию у воспитанников наглядно-образного мышления, обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивают умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, побуждаю фантазию, воспитывают волю, развивают мелкую моторику и коммуникативные навыки. Таким образом, у детей формируются все грани и направления познавательной деятельности. Это особенно важно, ведь дети, находящиеся длительное время в условиях социальной депривации и поступившие в наш приют, отстают по всем перечисленным параметрам психологического развития от возрастных норм.
Представлю технологию квилинга, применяемую мною в работе с воспитанниками приюта. В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
1. Доступность. Занятия аппликацией должны соответствовать возрасту детей, техника быть простой и доступной. Прежде всего, я забочусь о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки. Кроме того, работа не должна быть особенно сложной, утомляющей малыша, для этого первые поделки в технике квиллинг должны состоять из небольшого количества деталей, или можно предложить ребенку вырезать из бумаги отдельные детали.
2. Наглядность. К. Д. Ушинский отмечал, чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются. При изготовлении аппликаций я использую яркие насыщенные цветовые сочетания материалов, обсуждаю с детьми те или иные возможные цветовые решения. Технику каждого элемента квиллинга наглядно демонстрирую детям, добиваюсь того, что бы каждый ребенок усвоил её.
3. Демократичность и гуманизм. Взаимодействие с детьми строю на основе уважения потребностей, особенностей развития каждого ребенка, учета его мнения и творческих взглядов.
4. Развитие от простого к сложному. Сначала я учу детей элементарным навыкам работы, далее ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.
5. Учет регионального компонента в образовании. Данный принцип я реализую в тематике занятий, большинство которых проникнуто мотивами культуры народов севера и природы северного края: «Снежинка», «Ветка рябины», «Снегири», «Елочка», «Северные олени», «Зимние фантазии», «Украсим елочку».
Тематика занятий рассчитана на 1-2 занятия. В занятии я чередую время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки). Использую метод синхронной работы – поэтапно показываю способ выполнения той или иной детали, даю нужные советы. Важным аспектом проведения занятий по квилингу вижу использование художественного слова, музыки, что способствует образному восприятию темы, создает атмосферу творчества, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
Говоря о техническом оснащении занятий, отмечу его доступность и простоту использования. На занятии я использую следующее оборудование и материалы: цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей, зубочистки, бумажные полоски шириной 5-7 мм, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенки.
Тематика занятий, помимо учета регионального компонента, строится с учетом возможности самовыражения каждого ребенка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Квиллинг для малышей», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Удачной формой организации занятий по созданию аппликаций является коллективная работа. Воспитанники учатся взаимодействовать друг с другом, у них развиваются навыки социальной перцепции, ответственности перед коллективом.
Разработка занятия по теме «Снежинка» представлено в приложении (презентации).
Итак, каковы же результаты занятия квиллингом у воспитанников? Каково же влияние творчества на ребенка, пережившего психологическую травму? Первые изменения в эмоциональном и психологическом статусе воспитанников я наблюдаю уже через несколько занятий. Дети как бы оттаивают душой. Они идут на контакт со мной, открываются порой с самой неожиданной стороны, рассказывают о своих переживаниях, делятся мечтами: один ребенок изъявил желание сделать аппликацию собаки, потому что всю жизнь мечтал о ней, хочет, что бы она стала его другом, другой ребенок старается сделать красивый цветок, чтобы подарить его маме как только вернется к ней. Дети стали продуктивно общаться между собой, многие подружились, организуют совместные игры.
У детей снизилось количество негативных эмоциональных проявлений. Дети «научились» улыбаться, радоваться своим успехам. Отмечу и такой немаловажный аспект в психологическом развитии детей, как развитие познавательного интереса. Возраст «почемучек» начинает оправдывать себя: «Почему елка зеленая?», «Как живут снегири?», «Какие детеныши у оленей?», «Как подкармливать птичек зимой?» и т. д.
У детей развивается память, внимание, мышление, творческое воображение, глазомер, художественный вкус и фантазия, приобретаются навыки культуры труда, развивается мелкая моторика, а вместе с ней и речь.
Таким образом, работа по обучению детей квиллингу позволяет решать ряд важных задач в развитии ребенка в самых различных направлениях. Все это необходимо ребенку для гармоничного развития его личности. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Список литературы
1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2007. – 285с.
2. Давыдова, Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы / Г. Н. Давыдова- М: Скрипторий, 2012. – 57с.
3. Кузнецова, О. С. Я строю бумажный город / О. С. Кузнецова, Т. С. Мудрак. – М. : Карапуз, 2009. – 76с.
4. Линд, Х. Бумажная мозаика / Х. Линд. – М. : Айрис-Пресс, 2011. – 94с.
5. Уолтер, Х. Узоры из бумажных лент / Х. Уолтер. – М. : Глобус, 2011. – 40с.
6. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти. – СПб. : Полигон, 2010. – 108с.