Анна Колиниченко
Примерное тематическое планирование для группы раннего возраста по образовательной области «Коммуникация».
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : «КОММУНИКАЦИЯ»
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : «РЕЧЬ»
Задачи: расширять активный запас понимаемых ребёнком слов и простых фраз, раскрывающих простейшие, понятные ему бытовые ситуации, процессы, игровые действия. Постепенно расширять запас понимаемых слов, обозначающих людей, животных, растения, предметы в комнате и вне её, жилые помещения, их назначение и названия.
Формировать понимание ситуаций, передаваемых с помощью предлогов и наречий, слов, обозначающих качества предметов, их размер, цвет.
Публикация «Примерное тематическое планирование для группы раннего возраста по образовательной области „Коммуникация“,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Приучать внимательно, слушать стихи, сказки, рассказы; понимать и выполнять поручения взрослого, состоящее из двух-трёх связанных по смыслу действий.
Налаживать доверительное эмоциональное общение в процессе всех режимных моментов.
В играх учить детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.
Содействовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению слов (по числам, падежам, временам и т. п., согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида и др.
Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков. Поддерживать самодеятельные игры со звуками в звукоподража-тельных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц Интеграция образо-вательных областей Тема
НОД Задачи Способы реализации задач Оборудование
Сентябрь Коммуникация,
Социализация,
Познание, Чтение художественной литературы,
Музыка, Физическая культура.
«Мохнатень-кая, усатень-кая»
Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотно-сить слово и выразительные движения. Развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Обогащать словарь детей образными словами (мохнатенькая, усатенькая). 1. Рассматривание кошки по вопросам: Кто пришел? Мурлычет - мяу?
2. Игровое упражнение «Назови имя».
3. Дидактическая игра – имитация (имитация движений кошки)
4. Чтение потешек.
5. Игровое упражнение «Киска брысь».
6. Прощание с кошкой. Корзинка, салфет-ка, игрушка кошка.
«Ходит по двору пету-шок»
Активизировать глаголы, инициатив-ные высказывания детей. Соотносить выразительные движения со словом. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
1. Сюрпризный момент.
2. Беседа с детьми по вопросам: кто к нам пришел? Кто поет ку - ка - ре - ку.
3. Рассматривание с детьми петуха. Звукоподражание.
4. Сюжетная игра (превращение петушков, взмахи крыльями, разгребание земли, зернышки ищут, кур и цыплят созывают).
5. Беседа по вопросам.
6. Чтение русской народной песенки: «Петушок, петушок, золотой гребешок»
Игрушка-петушок, расписной платок.
«Ты, собач-ка, не лай» Вовлекать детей в общение. Обога-щать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих час-ти тела. Развивать речевой слух, арти-куляционный аппарат детей. Созда-вать условия для инициативных вы-сказываний.
1. Загадывание загадки про собаку.
2. Игра «Найти собаку».
3. Разыгрывание сценки: знакомство собачки и детей.
4. Рассматривание игрушки.
5. Звукоподражание.
6. Динамическая пауза (дети пры-гают, танцуют, хлопают вмести с собачкой).
7. Игра «Ты собачка не лай, наших уток не пугай».
Игрушки: собачки, утки. Тазик с во-дой.
«Ранним – рано поутру» Вовлекать детей в игровое взаимодей-ствие. Учить соотносить слово и выра-зительные движения. Поощрять зву-коподражания, инициативные выска-зывания. Развивать речевой слух, ар-тикуляционный аппарат детей.
1. Рассматривание дудочки ( выра-зительные движения и звукоподражания как поет дудочка: ду-ду-ду).
2. Чтение потешки: ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
3. Демонстрация коровки
4. Звукоподражание: му-му.
5. Беседа по вопросам.
6. Подвижная игра на ковре с ко-ровкой.
Игрушки: дудочка, корова.
Октябрь Коммуникация, Социализация,
Чтение художественной литературы,
Физическая культура, Познание
«Летают ли-стья, кру-жатся»
Вызывать у детей положительные эмоции при чтении потешек. Учить соотносить слово и выразительные движения, условные действия. Разви-вать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстни-ками.
1. Рассматривание осеней ветки, шелестения листочками.
2. Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
3. Звукоподражание кап- кап. Осенняя ветка, зон-тик.
«Еду – еду на лошадке» Вовлекать детей в игровое взаимодей-ствие, стимулировать инициативные высказывания. Вызывать подражания речи взрослого. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
1. Рассматривание лошадки.
2. Дидактическое упражнение на звукоподражание.
3. Дидактическая игра – имитация.
Игрушка лошадка.
«Чики-чики-чикалочки» Вовлекать детей в игровое взаимодей-ствие. Учить соотносить слово и выра-зительные движения. Произносить звукоподражания, слова потешки вслед за взрослым. Стимулировать инициативные высказывания. Разви-вать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
1. Чтение потешки: чики- чики- чикалочки»
2. Демонстрация куклы Вани и лошадки. Беседа по вопросам: где у лошадки грива? Хвостик? Где ушки? Где глазки?
3. Игровые действия с Ваней и ло-шадкой (катание куклы на ло-шадке)
4. Повторение потешки вместе с детьми.
5. Подвижная игра на ковре (дети превращаются в лошадок). Кукла мальчик, лошадка.
«Живёт в норке, гры-зёт корки» Вовлекать детей в игровое взаимодей-ствие. Учить соотносить слово и выра-зительные движения, подражать речи взрослых. В звукоподражаниях разви-вать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
1. Беседа с детьми по вопросам: «Кто там голос подает? Кто там пищит?»
2. Сюрпризный момент.
3. Описание мышки вмести с детьми.
4. Дети показывают у мышки ушки, глазки, носик, хвостик.
5. Подвижная игра: Дети превра-щаются в мышек. Выразитель-ные движения и звукоподража-ния вмести с детьми.
Игрушки мышки (3-4 мышки рас-ставляют на вид-ных местах в груп-пе). Корзиночка, салфетки.
Ноябрь Коммуникация, Социализация,
Чтение художественной литературы, Сюжетно-отобразительная игра, Физическая культура
«Я козочка Ме-ке-ке» Вовлекать детей в общение. Обога-щать словарь наименований частей тела. Соотносить слово и выразитель-ные движения. Воспитывать интерес к народным потешкам. Развивать рече-вой слух, артикуляционный аппарат детей.
1. Знакомства с козочкой (инициа-тивные высказывание детей).
2. Рассматривание козы: «Где у козы ушки?» «Где у козы глазки?» А это что у козочки? Дети показывают рога.
3. Чтение потешки «Я козочка Ме- ке- ке»
4. Повторение частей тела козочки, звукоподражание.
5. Подвижные игры: ножкой топ- топ, глазками хлоп- хлоп.
Игрушка коза.
«Кто души-стый любит мёд»
Вовлекать детей в общение. Обога-щать словарь наименованиями, обо-значающими части тела. Учить соот-носить слово и выразительное движе-ние. Развивать речевой слух, артику-ляционный аппарат детей в процессе звукоподражаний.
1. Разыгрывание ситуации «Зна-комство мишки и детей».
2. Рассматривание мишки.
3. Упражнение на звукоподража-ние.
4. Игра - исцинеровка «Мама и медвежата».
5. Сюжетная игра: «Мишка спит». Игрушка мишка.
«Спать по-ра» Вовлекать детей в общение. Стимули-ровать непроизвольные инициативные высказывания. Активизировать слова, обозначающие животных и части тела. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
1. Диалог воспитателя и детей (инициативные высказывания).
2. Совместное рассказывание: описание медведя, показывание детьми лапок, ушек, носа, глаз.
3. Подвижная игра: «Мишка косо-лапый».
4. Рассматривание и называние частей тела бычка, слоника.
5. Чтение стихотворения А. Барто «Слон» разыгрывание его с иг-рушками.
Игрушки: мишка, бычок, слон, кро-ватки.
«Курочка Рябушечка» Побуждать детей совместно разыгры-вать игровые сценки. Ориентироваться на слова взрослого и действия сверстников. Сопровождать слово выразительными движениями. Закреплять знание наименований частей тела. Развивать речевой слух. Упражняться в произнесении гласных звуков в звукоподражательных словах.
1. Разыгрывание ситуации «Зна-комство детей с курочкой».
2. Рассматривание курочки.
3. Дидактическое упражнение «Накормим курочку»
4. Сюжетная игра «Курица и цып-лята»
5. Разыгрывание сценки по потеш-ки. Корзинка, салфет-ка, игрушка курица (пестрая).
Декабрь Социализация, Познание,
Коммуникация,
Чтение художественной литературы,
Сюжетно – отобразительная игра. «Уж ты котя-коток» Вовлекать детей в диалог. Побуждать использовать слова, обозначающие части тела. Соотносить слово и выра-зительные движения. В процессе зву-коподражания уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать речевой слух, артикуляци-онный аппарат детей. Стимулировать инициативные высказывания детей
1. Разыгрывание ситуации «Зна-комство детей и куклы Маши»
2. Игровое упражнение «Назови имя»
3. Выполнение музыкально - рит-мических движений с куклой.
4. Рассматривание кота по вопро-сам.
5. Сюжетная игра «Положим, Ма-шу спать».
6. Чтение потешки сопровождается действиями с игрушками.
7. Разыгрывание ситуации «Покорми кота»
Кукла Маша, кот, кроватка для кук-лы.
«У лесного родничка пили воду два бычка» Побуждать детей вступать в парное взаимодействие со сверстниками, ори-ентироваться друг на друга. Развивать понимание речи. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, арти-куляционный аппарат детей. 1. Чтение потешки сопровождается действиями с игрушками.
2. Беседа по содержанию потешки.
3. Дидактическая игра – имитация «Покормим друг друга кашей»
4. Игра – инсценировка «Пошли бычки на лужок»
5. Повторное чтение потешки «Ой ду – ду…»
Игрушки: дудочка, корова, теленок.
«Холодно» Вовлекать детей в диалог. Поощрять инициативные высказывания. Побуж-дать сопровождать речь условными выразительными действиями. Уточ-нять и закреплять правильное произ-ношение гласных и простых соглас-ных звуков в связной речи. Развивать речевое дыхание.
1. Игровое упражнение «Привет»
2. Беседа с детьми «Что надела Маша?»
3. Чтение стихотворения «Маша варежку надела…»
4. Игра с варежкой «Пропал паль-чик».
5. Разыгрывание сценки «Пойдем гулять»
6. Упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на снежинку».
7. Сюрпризный момент с зачиты-ванием стихотворения О. Высотской «Холодно»
8. Условные действия «Покормим Мурку».
Кукла в зимней одежде. Варежка.
Игрушка (кошка).
«Есть в лесу под ёлкой хата» Воспитывать интерес детей к поэтиче-скому слову. Побуждать к инициатив-ным высказываниям. Вовлекать детей в общий разговор. Учить самостоя-тельно строить высказывания в пове-лительном наклонении. Уточнять пра-вильное произнесение гласных и про-стых согласных звуков. Развивать ар-тикуляционный аппарат детей.
1. Беседа с детьми по вопросам: «Нравиться вам елочка? Какая елочка? Какие игрушки на ней»
2. Дидактическая игра – имитация «Прогулка по снегу».
3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Как на горке - снег, снег…»
4. Игра – инсценировка «Мама и медвежата» (Угощение медвежат медом; укладывание мишутки спать).
Украшенная елоч-ка.
Под елкой «снег».
Игрушки: медве-жонок и медведица.
Январь Социализация, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка. Сюжетно – отобразительная игра. «Маленькой ёлочке хо-лодно зимой» Вовлекать детей в диалог. Соотносить слово и выразительные движения. За-креплять наименования животных. Обогащать словарь глаголами, образо-ванными от звукоподражаний. Уточ-нять и закреплять правильное произ-ношение гласных и простых соглас-ных звуков. Стимулировать инициа-тивные высказывания детей. Развивать чувство языка.
1. Чтение стихотворения «Улочка»
2. Беседа по содержанию стихотворения
3. Сюрпризный момент (появление собачки, кота, курочки, мышки).
4. Упражнение на звукоподража-ние.
5. Динамическая пауза с прогова-риванием слов тили – бом.
6. Чтение и показ сказочки «Под новый год…». Нарядная елочка.
Игрушки: собачка, кот, курочка, мыш-ка, чашка.
«Баранки, калачи с пы-лу с жару из печи» Развивать восприятия и понимание речи, языковое чутьё. Вовлекать детей и игровое взаимодействие со сверст-никами, в диалог. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Соотно-сить слово и выразительные движения. Уточнять и закреплять правильное произнесение гласных и простых согласных звуков в связной речи.
1. Чтение потешки.
2. Дидактическое упражнение «Угощайся баранкой».
3. Условные действия с куклой Настей и Барбосом.
4. Чтение колыбельной песенки с укладыванием куклы спать.
5. Игра – инсценировка «Кому ба-ранки – калачи».
6. Угощение детей настоящими баранками. Баранки, калачи, изготовленные из соленого теста.
Игрушки: кукла и собачка.
«Шла ли-сичка по мосту» Развивать восприятие речи, языковое чутьё. Вовлекать детей в диалог. Ак-тивизировать глаголы, наименования животных. В процессе звукоподража-ний развивать речевой слух, артикуля-ционный аппарат детей.
1. Чтение потешки «Шла лисичка по мосту…»
2. Беседа по содержанию потешки, демонстрация игрушек.
3. Выполнение музыкально - рит-мических движений со звукоподражаниями.
4. Дидактическая игра «Кто спря-тался?»
5. Танцы с игрушками. Игрушки: лиса с вязанкой прутиков, медведь, еж, кукла-мальчик.
Платок.
Февраль Социализация, Познание, Коммуникация,
Чтение художественной литературы,
Музыка, Физическая культура,
Сюжетно – отобразительная игра. «Мчится по-езд» Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь точными наименованиями предметов, частей предметов, дейст-вий. Активизировать словарь наиме-нованиями животных. В процессе зву-коподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
1. Рассматривание вместе с детьми поезда.
2. Упражнение на звукоподража-ние.
3. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки» (на построенный из стульчиков поезд дети сажают игрушки и разыгрывается ситуация «Поездка на поезде).
4. Чтение стихотворения Э. Мошковская «Мчится поезд»
5. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки»
Игрушки: поезд, мишка, заяц, лиса, белка.
«Диди-ладо-ладушки» Вовлекать детей в диалог. Активизи-ровать словарь наименований предме-тов одежды и посуды, имен прилага-тельных. Соотносить слова с услов-ными действиями. В процессе звуко-подражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей
1. Знакомство с куклой Дашей (нарядно одетой).
2. Рассматривание одежды.
3. Разыгрывание ситуации «Даша печет оладушки».
4. Чтение потешки с условными действиями «Диди-ладо-ладушки».
5. Разыгрывание ситуации «Гости пришли».
6. Выполнение музыкально - рит-мических движений со звукоподражаниями: (Диди-ладо-ладушки, жаркие оладушки).
7. Дидактическая игра «Кто спря-тался?»
Игрушки: две кук-лы (лучше мальчик и девочка).
Посуда: кастрюля, сковорода, тарелка, половник. Платок.
«Вечерняя песенка» Вовлекать детей в диалог. Побуждать отвечать на вопросы, высказывать по-желания. Обогащать речь детей образ-ными словами и выражениями. Учить соотносить слова и выразительные движения. В процессе звукоподража-ний уточнять правильное произнесе-ние гласных и простых согласных зву-ков.
1. Чтение стихотворения А. Барто «Снег» с игровыми действиями – «покружиться как снежок».
2. Упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на снежок» (мишура).
3. Рассказ воспитателя о том, где спят дети и различные живот-ные. Рассказ сопровождается игровыми действиями.
4. Беседа с детьми по содержанию рассказа по вопросам.
5. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
6. Подвижная игра «Снег».
7. Чтение стихотворения В. Орловой «Вечерняя песенка»
Серебряная мишу-ра.
Игрушки: кукла мальчик, кровать с одеялом, еж белка, медведь, волк.
Вырезанный из бу-маги лист дерева величиной с ежика.
«Поиграем!» Вовлекать детей в общий разговор. Воспитывать ориентировку на сверст-ника. Учить вести диалог (отвечать на вопросы словом и выразительными движениями). Активизировать словарь наименований игрушек, деталей предметов, глаголов. Подводить к описанию предметов. В процессе звукоподражаний уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков. 1. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Поиграем!» со-провождается действиями с иг-рушками на столе.
2. Дидактическая игра – имитация со звукоподражанием (езда на лошадке, на машине, на самолете).
3. Повторное чтение стихотворения «Поиграем!»
4. Подвижная игра «Самолеты» Игрушки: лошадка, машина, пароход, самолет.
Две куклы (лучше мальчик и девочка).
Март Социализация, Познание, Коммуникация,
Чтение художественной литературы,
Физическая культура,
Здоровье, Сюжетно – отобразительная игра. «Мама доро-гая крепко любит нас» Побуждать детей инициативно выска-зываться, включаться в диалог с взрослым, отвечать на вопросы. Вы-сказываться на темы из личного опыта без опоры на наглядно представлен-ную ситуацию (внеситуативное обще-ние). Активизировать словарь наиме-нований овощей, предметов одежды, глаголы. Соотносить слово и вырази-тельные движения. В процессе звуко-подражаний развивать артикуляцион-ный аппарат детей.
1. Разыгрывание ситуации с иг-рушками: куклой мамой и кук-лой дочей.
2. Беседа с детьми по вопросам: «Как зовут твою маму? Что мама делает дома, Как играете с мамой, Куда вы ходите с мамой?»
3. Чтение стихотворения о маме.
4. Игра – инсценировка «Мама го-товит борщ» (закрепление названия овощей).
5. Дидактическое упражнение «Одеваемся на прогулку»
6. Подвижная игра «Ножкой топ…».
7. Дидактическая игра – имитация. (Дети имитируют раздевание, мытьё рук, обед, укладывание спать).
Кукла мама и кукла дочка. Игрушечная мебель по усмотре-нию воспитателя; кастрюля, миска с овощами.
«Нос, умой-ся!» Побуждать детей к внеситуативному общению со взрослым. Словесно вы-ражать согласие и несогласие. Активизировать глаголы. Соотносить глагол и выразительное движение. Уточнить представления детей об умывальных принадлежностях. Учить использовать в речи придаточные предложения.
1. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет». (Мишка любит мед? Петушок лает? и т. п.).
2. Игра – инсценировка (вырази-тельные движения) - «Будем умываться» по стихотворению Э. Мошковской «Нос, умойся!».
3. Рассматривание умывальных принадлежностей из сундучка с пояснениями для чего нужен тот или иной предмет.
4. Чтение стихотворения В. Степанова «Мишка – неряха» с демонстрацией медведя.
5. Сюжетная игра «Поможем Мишке умываться»
Игрушка мишка.
Сундучок с пред-метами: мыло, губ-ка, зубная щетка, расческа, кастрюля, сковорода, полов-ник.
Мешочек.
Расчески, губки, щетки - по количе-ству детей, для свободной игры.
«Что за зве-рушка – зе-лёная ква-кушка?» Вовлекать детей в разговор. Побуж-дать высказываться как о том, что ви-дишь (ситуативная речь, так и не опи-раясь на ситуацию (внеситуативное общение). Обогащать словарь детей точными наименованиями, определе-ниями, глаголами. Подводить к со-ставлению текстов-описаний. В про-цессе звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. 1. Игровая ситуация с лягушками в воде.
2. Беседа с детьми по вопросам: «Что делают лягушки? (Дети описывают поведение лягушек, что любят они кушать)
3. Имитация прыжков лягушки (дети подпрыгивают, хлопают в ладоши – «ловят комара»).
4. Беседа с детьми по вопросам: «Кто это? Что делает лягушка? Какая лягушка? Где живет ля-гушка? Как разговаривает ля-гушка?»
5. Рассказ про лягушку
6. Игра – имитация «Мишка и ля-гушата» (имитация плавания лягушек).
7. Чтение стихотворения В. Степанова «Мишка – трусишка»
В процессе чтения разыгрывается сценка с лягушкой и испуганным мишкой!
8. Игровая деятельность детей с лягушкой и мишкой со звукоподражаниями.
Тазик с водой.
Пластмассовые или резиновые игруш-ки- лягушки (2 штуки). Мягкие иг-рушки - лягушка и медведь.
Ниточка с комаром на конце (игрушка самоделка из бума-ги).
Зеленый платок для драпировки «коч-ки».
«Птичий двор» Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Учить вести диалог, отвечать на вопросы взрослого. Обо-гащать словарь глаголов. Учить соот-носить слово и выразительные движе-ния. Подводить детей к составлению коротких текстов (вместе со взрос-лым). В процессе звукоподражаний развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Закреплять произноше-ние гласных и простых согласных
1. Игровая ситуация с уточками в воде, курочкой и петушком.
2. Диалог по наводящим вопросам между воспитателем и детьми.
3. Сюжетная игра – имитация «Птичий двор» со звукоподра-жанием.
4. Составление детьми рассказа вместе с воспитателем.
5. Подвижная игра «Курочка - хохлатка». Тазик с водой.
Игрушки: две утки (резиновые или пластиковые, пе-тух, курица.
АПРЕЛЬ Социализация, Познание, Коммуникация,
Чтение художественной литературы,
Физическая культура. «Наши гуси у пруда» Развивать внеситуативное общение. Побуждать отвечать на вопросы. Под-водить к отгадыванию загадок; к со-ставлению совместно с воспитателем короткого текста. Обогащать словарь детей глаголами, прилагательными. Побуждать соотносить глагол и выра-зительные движения. В процессе зву-коподражаний развивать артикуляци-онный аппарат детей, уточнять произ-ношение гласных и простых соглас-ных звуков.
1. Упражнение на звукоподража-ние: «ко-ко-ко, кря-кря-кря, га-га-га, ку-ка-ре-ку»
2. Чтение стихотворений про птиц В. Степанова, (в процессе чтения демонстрация действий с игрушками).
3. Рассказ про гуся, чтение стихо-творения о гусе.
4. Дидактическая игра – имитация «Гуси» (выразительные движе-ния).
5. Составление рассказа вместе с воспитателем по вопросам.
6. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
7. Подвижная игра «Гуси и волк». Тазик с водой.
Игрушки: гусь, ут-ка, курица, петух, волк.
«Дождик пе-сенку поёт» Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие; внеситуативное об-щение. Обобщать в слове представле-ния детей о весне. Обогащать словарь образными словами. В процессе зву-коподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков 1. Рассматривание веточек с про-клюнутыми листочками.
2. Чтение отрывка из стихотворе-ния Саши Черного «Воробей»
3. Дидактическая игра – имитация «Птички».
4. Чтение стихотворения А. Завальнюк «Времена года».
5. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
6. Чтение вместе с детьми закли-чек: «Дождик, дождик…», «Солнышко, солнышко…»
7. Рассказывание с детьми о весне.
8. Чтение стихотворения Б. Заходер «Дождик!»
Игрушки: воробей, голуби, щенок, си-ний плеток. Птицы сделаны из солено-го теста. Можно использовать на-родные игрушки. Серебряный дождь. Маска солнышка (желтый круг с лу-чиками на палоч-ке).
«Вместо хво-стика крю-чок, вместо носа пята-чок»
Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие: отвечать на вопросы, подговаривать строки стихо-творения, инициативно высказываться. Подводить к составлению совместного с воспитателем текста. Обогащать сло-варь образными словами и выраже-ниями. Закреплять слова-наименования частей тела. В процессе звукоподражаний упражнять в пра-вильном произнесении гласных и про-стых согласных звуков.
1. Сюрпризный момент.
2. Беседа по вопросам: «Кто это голос подает? Кто так хрюкает?
3. Чтение стихотворения В. Берестова «Веселое лето».
4. Рассматривание игрушки.
5. Игра – инсценировка «Поросята пошли гулять»
6. Чтение стихотворения «С неба брызнули дождинки…». Игровое действие с мишурой и зонтом.
7. Рассказ детей о поросенке вместе с воспитателем.
8. Сюжетная игра «Научим Хрюшу мыться»
Корзинка, салфет-ка, мыло, гудка, тазик, зонт, сереб-ряный дождь.
Игрушки: свинья и поросенок.
«Длинное ухо и клубок-колючий бок» Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие. Включаться игровыми действиями в ролевый диа-лог, который ведется от имени игру-шек. Обогащать словарь точными гла-голами, прилагательными. Подводить к освоению простых способов слово-образования. Учить самостоятельно строить высказывание из 1 – фраз.. В процессе звукоподражаний уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
1. Рассматривание игрушек.
2. Дидактическое упражнение на завершение начатых фраз воспитателем.
3. Дидактическая игра – имитация (прыгают как зайки).
4. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
5. Разыгрывание сценки «Встреча зайца и ёжика».
Игрушки: машина, зайчиха с зайчон-ком, еж, ежиха и ежонок. Яблоки (можно предмет- заместитель)
МАЙ Коммуникация, Познание,
Чтение художественной литературы,
Социализация, Безопасность. «От дома на-чинается у дома и кон-чается» Формировать умение вести диалог, включаться в рассказ воспитателя, до-бавляя отдельные слова. Подводить к внеситуативному общению. Обога-щать словарь детей словами, связан-ными с движением транспорта; слова-ми-обозначениями деталей машины, наименованиями животных. В процес-се звукоподражаний уточнять и закре-плять правильное произношение глас-ных и простых согласных звуков.
1. Игра «Дорога»
2. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик».
3. Рассматривание грузовика.
4. Сюжетная игра «Шофер и пешеход»
5. Пальчиковая игра «Шоссе». Игрушки: машина, ежик, заяц, свинья, обезьяна. Детали строительного ма-териала. Веревки для обозначения дороги.
«Мой Миш-ка» Побуждать детей к внеситуативному общению со взрослым. Соотносить слово и выразительные движения. Подводить детей к составлению ко-роткого текста-повествования вместе с воспитателем. Учить отвечать на во-просы, распутывать весёлые истории. В процессе звукоподражаний закреп-лять правильное произношение глас-ных и простых согласных звуков. Раз-вивать артикуляционный аппарат де-тей. 1. Рассказ про куклу Варюшу и мишку Федю (в действиях).
2. Беседа по содержанию рассказа.
3. Чтение стихотворения и игровые действия с игрушками. (З. Александрова «Мой Мишка»).
4. Игра – инсценировка по прочи-танному стихотворению.
5. Подвижная игра «Мишка косо-лапый» с проговариванием тек-ста.
Игрушки: кукла; медвежонок, одеты в рубашку и шта-нишки. Кастрюля, ложка, салфетка, конфеты.
«Лейка, лей-ка, воды не жалей-ка» Активизировать диалогическую речь детей. Побуждать самостоятельно, строить высказывания из 1 – 2 фраз, описывая предметы. Обогащать сло-варь названиями овощей и их качеств. Подводить к усвоению обобщающего наименования «овощи». Уточнять произношение гласных и простых со-гласных звуков.
1. Организационный момент: «огород с посаженными овощами».
2. Инициативные высказывания детей об увиденном.
3. Дети называют хором овощи: «это…».
4. Чтение стихотворения В. Лан-цетти «Лейка молодец!»
5. Действия с лейкой (полив в ого-роде овощей).
6. Игра – инсценировка «Собираем урожай»
7. Рассматривание и описание овощей.
8. Игра «Чудесный мешочек» (дети на ощупь определяют, какой это овощ). Лейка, корзина, салфетка, платок или кусок ткани зеленого цвета, ве-ревка.
Овощи или муля-жи: морковь, репа, лук, помидор, огу-рец. (По 1-3 штуке. Общее число- по числу детей.)
Тарелка с неболь-шими кусочками овощей.
Показатели развития:
К трём годам ребё нок:
• имеет достаточно активный словарь (называет предметы и их части, действия и качества предметов);
• повторяет за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;
• овладевает речью в форме простых грамматически оформленных фраз;
• сопровождает речью игровые и бытовые действия («приборматывать»);
• слушает стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривают слова, небольшие фразы;
• правильно произносит гласные и простые согласные звуки.