Наталья Казина
Примерный речевой материал для логопедических занятий
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕРНЫЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением, развитие вербально – логического мышления.
Предлагаемый материал используется в работе с детьми второго года обучения (подготовительная группа). Сначала используются пословицы, где формы антонимов совпадают, затем - нет.
• Радость молодит, а горе старит
Публикация «Примерный речевой материал для логопедических занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазок продирает.
• Рубашка беленька, да душа черненька.
• Сыт – весел, а голоден – нос повесил.
• Трудно найти, легко потерять.
• Умный плачет, а глупый скачет.
• Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
• На смелого собака лает, а трусливого кусает.
• Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Развитие словообразования
Усвоение имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением
• Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
• Съел кусочек с птичий носочек.
• Будут цветочки, будут и ягодки.
• Не расти яблочку на ёлочке.
• После дождичка будет солнышко.
Работу над именами существительными можно проводить с помощью разных заданий и вопросов.
1. Какое слово обозначает маленький предмет? Про какой объект говорится ласково?
2. Измените слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет.
3. Какие имена имеют ласкательную форму.
Затем логопед называет полные имена и знакомит детей с другими старинными именам: Елизавета, Варвара, Ефросинья, Яков, Захар и тд. Дети придумывают их уменьшительно- ласкательные формы.
Усвоение относительных прилагательных
• Не бывать сосновой шишке на рябине.
• Смелому – медовая пышка, трусу – еловая шика.
• На новую палку не опирайся, а глупомунеидоверяйся.
Усвоение притяжательных прилагательных
• Петушиным гребешком головы не причешешь.
• И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.
• Волк и в овечьей шкуре не укроется.
• Ложь на тараканьих ножках ходит.
Усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа.
Волк волчок, шерстяной бочок.
Через ельник бежал, в можжевельник попал.
Зацепился хвостом – ночевал под кустом.
Я весной взошла, летом выросла, по зорям цвела, солнцем вызрела.
Ты, рябинушкараскудрявая.
Ты когда взошла, когда выросла.
Развитие образного сравнения
• Берёзонька, моя берёзонька,
Берёзонька моя белая,
Берёза кудрявая!
Под тобой берёзонька,
Трава шелковая.
• От зари вечерней яркой –
Всем деревьям по подарку:
Дубу – золотую шубу,
Ясеню – сорочку,
Липам - по платочку,
В чаще каждому кусту –
По цветному лоскуту.
Развитие звукопроизношения
1. Автоматизация звука «ш»
На реке камыши,
Расплясались там ерши.
Круг – постарше,
Круг помладше,
Круг – совсем малыши.
2. Автоматизация звука «Ч»
Ахкачи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару – из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
3. Автоматизация звуков «р» - «р»
* Мы поднимаем якоря,
На берегу видна заря.
Море зовёт,
Ветер поёт.
Вперёд, вперёд, вперёд.
Помни свой край,
Не унывай!
Прощай, прощай, прощай!
4. Дифференциация звуков «р» - «л»
• В лес пойду дорогой длинной,
Наберу ведро малины.
Не ходи дорогой длинной,
Там стоит комар с дубиной.
Я пойду короткой.
Там улитка с плёткой.
Я пирог возьму с собой.
Ну, тогда иди любой.
5. Дифференциация звуков «к» - «г»
* Гоп-гоп-гоп
Конь пошел в голоп!
Напою коня лихого,
Сам прибью коню подковы.
Гоп-гоп-гоп,
Конь пошел в голоп.
6. Дифференциация звуков «к» - «т»
* Прыгнул козёл в огород, в огород,
Вытоптал козёл чеснок, чеснок.
Ещё синий василёк, василёк.
Поймали козла за рожок, за рожок.
Повели козла на торжок,
Взяли за козла пятачок.
7. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
* Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там расстаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
Формирование слоговой структуры слова
Сюда входят тексты с многосложными словами.
• Ух ты, зимушка-зима,
Зима вьюжная была.
Всё крутила,всё мела,
Примораживала,
Калинушку с малинушкой
Заламывала.
Всю травушку повызнобила,
С шелковой травы цветы
Повысушила.