МААМ-картинки

Примерный речевой материал для логопедических занятий

Наталья Казина
Примерный речевой материал для логопедических занятий

ПРИМЕРНЫЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением, развитие вербально – логического мышления.

Предлагаемый материал используется в работе с детьми второго года обучения (подготовительная группа). Сначала используются пословицы, где формы антонимов совпадают, затем - нет.

• Радость молодит, а горе старит

Публикация «Примерный речевой материал для логопедических занятий» размещена в разделах

• Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазок продирает.

• Рубашка беленька, да душа черненька.

• Сыт – весел, а голоден – нос повесил.

• Трудно найти, легко потерять.

• Умный плачет, а глупый скачет.

• Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

• На смелого собака лает, а трусливого кусает.

• Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Развитие словообразования

Усвоение имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением

• Зимой бы съел грибок, да снег глубок.

• Съел кусочек с птичий носочек.

• Будут цветочки, будут и ягодки.

• Не расти яблочку на ёлочке.

• После дождичка будет солнышко.

Работу над именами существительными можно проводить с помощью разных заданий и вопросов.

1. Какое слово обозначает маленький предмет? Про какой объект говорится ласково?

2. Измените слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет.

3. Какие имена имеют ласкательную форму.

Затем логопед называет полные имена и знакомит детей с другими старинными именам: Елизавета, Варвара, Ефросинья, Яков, Захар и тд. Дети придумывают их уменьшительно- ласкательные формы.

Усвоение относительных прилагательных

• Не бывать сосновой шишке на рябине.

• Смелому – медовая пышка, трусу – еловая шика.

• На новую палку не опирайся, а глупомунеидоверяйся.

Усвоение притяжательных прилагательных

• Петушиным гребешком головы не причешешь.

• И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.

• Волк и в овечьей шкуре не укроется.

• Ложь на тараканьих ножках ходит.

Усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа.

Волк волчок, шерстяной бочок.

Через ельник бежал, в можжевельник попал.

Зацепился хвостом – ночевал под кустом.

Я весной взошла, летом выросла, по зорям цвела, солнцем вызрела.

Ты, рябинушкараскудрявая.

Ты когда взошла, когда выросла.

Развитие образного сравнения

• Берёзонька, моя берёзонька,

Берёзонька моя белая,

Берёза кудрявая!

Под тобой берёзонька,

Трава шелковая.

• От зари вечерней яркой –

Всем деревьям по подарку:

Дубу – золотую шубу,

Ясеню – сорочку,

Липам - по платочку,

В чаще каждому кусту –

По цветному лоскуту.

Развитие звукопроизношения

1. Автоматизация звука «ш»

На реке камыши,

Расплясались там ерши.

Круг – постарше,

Круг помладше,

Круг – совсем малыши.

2. Автоматизация звука «Ч»

Ахкачи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару – из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

3. Автоматизация звуков «р» - «р»

* Мы поднимаем якоря,

На берегу видна заря.

Море зовёт,

Ветер поёт.

Вперёд, вперёд, вперёд.

Помни свой край,

Не унывай!

Прощай, прощай, прощай!

4. Дифференциация звуков «р» - «л»

• В лес пойду дорогой длинной,

Наберу ведро малины.

Не ходи дорогой длинной,

Там стоит комар с дубиной.

Я пойду короткой.

Там улитка с плёткой.

Я пирог возьму с собой.

Ну, тогда иди любой.

5. Дифференциация звуков «к» - «г»

* Гоп-гоп-гоп

Конь пошел в голоп!

Напою коня лихого,

Сам прибью коню подковы.

Гоп-гоп-гоп,

Конь пошел в голоп.

6. Дифференциация звуков «к» - «т»

* Прыгнул козёл в огород, в огород,

Вытоптал козёл чеснок, чеснок.

Ещё синий василёк, василёк.

Поймали козла за рожок, за рожок.

Повели козла на торжок,

Взяли за козла пятачок.

7. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

* Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там расстаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

Формирование слоговой структуры слова

Сюда входят тексты с многосложными словами.

• Ух ты, зимушка-зима,

Зима вьюжная была.

Всё крутила,всё мела,

Примораживала,

Калинушку с малинушкой

Заламывала.

Всю травушку повызнобила,

С шелковой травы цветы

Повысушила.

Публикации по теме:

Раздаточный материал для дошкольников своими рукамиРаздаточный материал для дошкольников своими руками Как использовать: Используется для развития мелкой моторики, составления узоров, орнаментов, счёта, закрепления цвета, развития логического.

Развитие мышления детей 6–7 лет с нарушением речи Актуальность Речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Статистика показывает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примерный речевой материал для логопедических занятий
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 01:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД