Галина Панычева
Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле
▼ Скачать + Заказать документы
консультация для педагогов
Часто от педагогов можно услышать, что диагностика детей и заполнение карт развития отнимает у них очень много времени. Чтобы минимизировать временные затраты на педагогическую диагностику детей в конце учебного года, предложите вашим воспитателям проводить ее в ходе комплексных занятий. Для этого в сценарий занятия нужно включить задания, в которых дети смогут проявить диагностируемые способности..
Какие требования к диагностике детей предъявляет ФГОС
Публикация «Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле» размещена в разделах
Педагогическая диагностика согласно ФГОС1 – это оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, которая связана с оценкой эффективности педагогических действий. С помощью диагностики педагоги прослеживают динамику развития конкретного ребенка по отношению к самому себе.
В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы дошкольной организации. Планируемые результаты определяются на основе целевых ориентиров развития ребенка, которые обозначены во ФГОС, и с учетом рекомендаций вариативных комплексных и парциальных программ, которые детский сад использует в разработке своей ООП. Таким образом, диагностика – инструмент педагога, который определяет его образовательную деятельность на ближайший период развития ребенка2.
Основной метод, который воспитатели применяют для диагностики развития детей, – метод педагогических наблюдений. В ходе диагностики педагог наблюдает за детской игрой, разнообразной деятельностью дошкольников, обращает внимание на показатели, которые сформулированы в диагностических картах.
Педагогические наблюдения можно проводить в ходе организованной образовательной деятельности с детьми, на прогулке, во время самостоятельной деятельности дошкольников. Но целесообразнее наблюдать за детьми в ходе занятия, сценарий которого предусматривает решение конкретных диагностических задач.
Рекомендации, как проводить педагогическую диагностику
1. Определяйте в процессе диагностики достижения ребенка в сравнении с ним самим на предыдущем этапе развития.
2. Минимизируйте трудовые затраты – используйте низко формализованные методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.).
3. Избегайте высоко формализованных методов диагностики (тестов, проб, аппаратурных методов и др.).
4. Фиксируйте результаты диагностики по каждой образовательной области в диагностических картах
Как разработать сценарий занятия для диагностики
1-й ШАГ
Сформулируйте обучающие, воспитательные и развивающие цели в соответствии с содержанием образовательной программы своей дошкольной организации
2-й ШАГ
Определите не более 4–5 показателей диагностики в соответствии с поставленными целями и сформулируйте диагностические задачи
3-й ШАГ
Включите в сценарий занятия задания, в которых дети смогут проявить диагностируемые способности
4-й ШАГ
Подготовьте/подберите для занятия диагностическую карту и выделите в ней показатели диагностики, уровень развития которых вы хотите отследить
5-й ШАГ
Напишите, какие материалы вам понадобятся для выполнения заданий
Самая популярная классификация занятий с детьми дошкольного возраста принадлежит С. А. Козловой. В основе этой классификации – дидактические задачи. В зависимости от задач автор выделяет: занятия, на которых дети усваивают новые знания и умения или закрепляют ранее приобретенные, занятия по творческому применению знаний и умений. Также в эту классификацию входят комплексные занятия, когда педагог одновременно решает несколько задач по направлениям развития (образовательным областям, и интегрированные занятия, которые включают содержание из нескольких разделов обучения.
Согласно этой классификации занятия для диагностики детей можно отнести к комплексным. Так как в ходе этих занятий педагог помимо задач по усвоению, закреплению и творческому применению детьми новых знаний, или традиционных обучающих, воспитательных и развивающих целей ставит также задачи оценить уровень индивидуального развития детей по определенным направлениям. Такие занятия условно можно назвать «диагностическими», поскольку в педагогической литературе данное понятие не определено.
Чтобы разработать сценарий «диагностического» занятия, воспитателю следует придерживаться алгоритма – на схеме слева. В первую очередь он должен сформулировать обучающие, воспитательные и развивающие цели. Эти цели должны соответствовать содержанию ОП, которую реализует дошкольная организация. В соответствии с поставленными целями воспитатель определяет показатели диагностики – не более 4–5 для одного занятия.
Например, на занятии по ФЭМП педагог ставит обучающую цель – закрепить у детей знания чисел второго десятка. Согласно этой цели определяет показатель – «у ребенка развиваются способности к пониманию механизма образования и названия чисел второго десятка, количественному и порядковому счету до 20, соотнесению числа и количества».
Также в сценарий «диагностического» занятия нужно включить задания, в которых дети продемонстрируют диагностируемые способности. Эти задания могут затрагивать несколько образовательных областей. Кроме того, на занятии по любому направлению развития детей воспитатель может поставить диагностические задачи по речевому и социально-коммуникативному развитию.
Например, в процессе конструктивной или продуктивной деятельности педагог может продиагностировать речевое развитие детей (описание замысла, рассказ о своей деятельности, в совместной экспериментальной деятельности – социальные навыки конструктивного взаимодействия, обсуждения общего замысла, анализ результатов эксперимента.
Как проводить «диагностическое» занятие
Для «диагностического» занятия педагог самостоятельно готовит или подбирает диагностическую карту, в которой выделяет показатели диагностики, развитие которых он хочет отследить. Образцы диагностических карт по всем пяти образовательным областям для средней, старшей и подготовительной к школе групп смотрите в конце статьи.
По каким направлениям развития детей проводить педагогическую диагностику
1. Познавательное развитие:
- расширение кругозора детей;
- развитие элементарных математических представлений;
- развитие конструктивной деятельности.
2. Социально-коммуникативное развитие (в том числе игровая деятельность).
3. Речевое развитие.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- художественное творчество;
- музыкальное развитие.
5. Физическое развитие: развитие основных движений
Занятия с запланированными диагностическими задачами лучше проводить с подгруппой детей (по 10–12 человек).
Если «диагностическое» занятие предусматривает достаточно большой объем самостоятельной конструктивной и продуктивной деятельности детей, воспитатель может делать отметки в диагностических картах в процессе занятия. Если занятие динамично, педагог может делать отметки в диагностической карте сразу же после занятия.