Получи документы

Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле

Галина Панычева
Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле
▼ Скачать + Заказать документы

консультация для педагогов

Часто от педагогов можно услышать, что диагностика детей и заполнение карт развития отнимает у них очень много времени. Чтобы минимизировать временные затраты на педагогическую диагностику детей в конце учебного года, предложите вашим воспитателям проводить ее в ходе комплексных занятий. Для этого в сценарий занятия нужно включить задания, в которых дети смогут проявить диагностируемые способности..

Какие требования к диагностике детей предъявляет ФГОС

Публикация «Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле» размещена в разделах

Педагогическая диагностика согласно ФГОС1 – это оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, которая связана с оценкой эффективности педагогических действий. С помощью диагностики педагоги прослеживают динамику развития конкретного ребенка по отношению к самому себе.

В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы дошкольной организации. Планируемые результаты определяются на основе целевых ориентиров развития ребенка, которые обозначены во ФГОС, и с учетом рекомендаций вариативных комплексных и парциальных программ, которые детский сад использует в разработке своей ООП. Таким образом, диагностика – инструмент педагога, который определяет его образовательную деятельность на ближайший период развития ребенка2.

Основной метод, который воспитатели применяют для диагностики развития детей, – метод педагогических наблюдений. В ходе диагностики педагог наблюдает за детской игрой, разнообразной деятельностью дошкольников, обращает внимание на показатели, которые сформулированы в диагностических картах.

Педагогические наблюдения можно проводить в ходе организованной образовательной деятельности с детьми, на прогулке, во время самостоятельной деятельности дошкольников. Но целесообразнее наблюдать за детьми в ходе занятия, сценарий которого предусматривает решение конкретных диагностических задач.

Рекомендации, как проводить педагогическую диагностику

1. Определяйте в процессе диагностики достижения ребенка в сравнении с ним самим на предыдущем этапе развития.

2. Минимизируйте трудовые затраты – используйте низко формализованные методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.).

3. Избегайте высоко формализованных методов диагностики (тестов, проб, аппаратурных методов и др.).

4. Фиксируйте результаты диагностики по каждой образовательной области в диагностических картах

Как разработать сценарий занятия для диагностики

1-й ШАГ

Сформулируйте обучающие, воспитательные и развивающие цели в соответствии с содержанием образовательной программы своей дошкольной организации

2-й ШАГ

Определите не более 4–5 показателей диагностики в соответствии с поставленными целями и сформулируйте диагностические задачи

3-й ШАГ

Включите в сценарий занятия задания, в которых дети смогут проявить диагностируемые способности

4-й ШАГ

Подготовьте/подберите для занятия диагностическую карту и выделите в ней показатели диагностики, уровень развития которых вы хотите отследить

5-й ШАГ

Напишите, какие материалы вам понадобятся для выполнения заданий

Самая популярная классификация занятий с детьми дошкольного возраста принадлежит С. А. Козловой. В основе этой классификации – дидактические задачи. В зависимости от задач автор выделяет: занятия, на которых дети усваивают новые знания и умения или закрепляют ранее приобретенные, занятия по творческому применению знаний и умений. Также в эту классификацию входят комплексные занятия, когда педагог одновременно решает несколько задач по направлениям развития (образовательным областям, и интегрированные занятия, которые включают содержание из нескольких разделов обучения.

Согласно этой классификации занятия для диагностики детей можно отнести к комплексным. Так как в ходе этих занятий педагог помимо задач по усвоению, закреплению и творческому применению детьми новых знаний, или традиционных обучающих, воспитательных и развивающих целей ставит также задачи оценить уровень индивидуального развития детей по определенным направлениям. Такие занятия условно можно назвать «диагностическими», поскольку в педагогической литературе данное понятие не определено.

Чтобы разработать сценарий «диагностического» занятия, воспитателю следует придерживаться алгоритма – на схеме слева. В первую очередь он должен сформулировать обучающие, воспитательные и развивающие цели. Эти цели должны соответствовать содержанию ОП, которую реализует дошкольная организация. В соответствии с поставленными целями воспитатель определяет показатели диагностики – не более 4–5 для одного занятия.

Например, на занятии по ФЭМП педагог ставит обучающую цель – закрепить у детей знания чисел второго десятка. Согласно этой цели определяет показатель – «у ребенка развиваются способности к пониманию механизма образования и названия чисел второго десятка, количественному и порядковому счету до 20, соотнесению числа и количества».

Также в сценарий «диагностического» занятия нужно включить задания, в которых дети продемонстрируют диагностируемые способности. Эти задания могут затрагивать несколько образовательных областей. Кроме того, на занятии по любому направлению развития детей воспитатель может поставить диагностические задачи по речевому и социально-коммуникативному развитию.

Например, в процессе конструктивной или продуктивной деятельности педагог может продиагностировать речевое развитие детей (описание замысла, рассказ о своей деятельности, в совместной экспериментальной деятельности – социальные навыки конструктивного взаимодействия, обсуждения общего замысла, анализ результатов эксперимента.

Как проводить «диагностическое» занятие

Для «диагностического» занятия педагог самостоятельно готовит или подбирает диагностическую карту, в которой выделяет показатели диагностики, развитие которых он хочет отследить. Образцы диагностических карт по всем пяти образовательным областям для средней, старшей и подготовительной к школе групп смотрите в конце статьи.

По каким направлениям развития детей проводить педагогическую диагностику

1. Познавательное развитие:

- расширение кругозора детей;

- развитие элементарных математических представлений;

- развитие конструктивной деятельности.

2. Социально-коммуникативное развитие (в том числе игровая деятельность).

3. Речевое развитие.

4. Художественно-эстетическое развитие:

- художественное творчество;

- музыкальное развитие.

5. Физическое развитие: развитие основных движений

Занятия с запланированными диагностическими задачами лучше проводить с подгруппой детей (по 10–12 человек).

Если «диагностическое» занятие предусматривает достаточно большой объем самостоятельной конструктивной и продуктивной деятельности детей, воспитатель может делать отметки в диагностических картах в процессе занятия. Если занятие динамично, педагог может делать отметки в диагностической карте сразу же после занятия.

Публикации по теме:

«Детские работы в апреле!» — фотоотчет«Детские работы в апреле!» — фотоотчет Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья! Вот уже май на дворе, а мы не показали Вам все свои работы за апрель! Недоработка! Нужно срочно.

Фотоотчёт о смотре-конкурсе семейных газет «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут»Фотоотчёт о смотре-конкурсе семейных газет «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут» Фото отчёт о смотре - конкурсе семейных газет. [/b] " БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ВСЕ МОГУТ - СПОРТ И ОТДЫХ НАМ ПОМОГУТ"В рамках реализации проекта ".

Учим детей решать примерыУчим детей решать примеры Современные дошкольники буквально закормлены достижениями технического прогресса. Им не всегда понятно, для чего нужен счет в уме, если.

Фотоотчет «Жизнь нашей группы в апреле»Фотоотчет «Жизнь нашей группы в апреле» Заканчивается апрель - весенний месяц, который мы с нетерпением ждали. Ждали наступления тепла в природе и добрых праздников. Жизнь нашей.

Картотека игр, которые способствуют снятию эмоционального напряжения детей Цель: снижение психоэмоционального напряжения, установление эмоционального контакта между детьми. Психоэмоциональное напряжение лишает.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как с пользой для ребёнка провести Рождественские каникулы»Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как с пользой для ребёнка провести Рождественские каникулы» Рождественские каникулы, это не только время весело проводить праздники, но и время когда мы можем уделять много внимания своим домочадцам.

Мастер-класс «Конфетница в подарок воспитателям»Мастер-класс «Конфетница в подарок воспитателям» Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Поздравляю Вас с Днем работников дошкольного образования! Конечно, прежде всего, хочется.

Планирование по рисованию, все возрастные группы (примеры рисунков).Планирование по рисованию, все возрастные группы (примеры рисунков). Закончив второй курс так же на отлично, я сейчас в отпуске. И мне хотелось бы поделиться с вами тем, что я узнала нового. Те кто давно уже.

Праздничная композиция в подарок воспитателям «С Днем знаний!»Праздничная композиция в подарок воспитателям «С Днем знаний!» В этот день мы с дочкой решили преподнести подарок нашим воспитателям. Опишу технологию его изготовления - необходимо взять картонную.

Сценарий развлечения в форме квеста «Солнце, воздух и вода нам помогут да, да, да!» Старший дошкольный возраст Сценарий развлечения в форме квеста «Солнце, воздух и вода нам помогут да, да, да!» для детей старшего дошкольного возраста Цель праздника:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 08:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле» (включая файлы) размещена пользователем Галина Панычева (УИ 151164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД