Саркисян Мила
Принципы обучения в грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Создателем звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте является Константин Дмитриевич Ушинский. Этот метод Ушинский назвал методом письма чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. В своей методике Ушинский объединил анализ и синтез, ввёл систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Достоинством его методики было то, что при обучении детей письму и чтению он опирался на живую речь, и то, что она носила развивающий характер: вся педагогическая система Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие его мышления и речи. Ушинский ввёл в школьную практику десятки приёмов звуковой работы, которые используются и в современной школе.
Публикация «Принципы обучения в грамоте» размещена в разделах
Метод называется звуковым, т. к. обучаясь грамоте, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами. Он называется аналитико-синтетическим, т. к. изучение звуков происходит в прцессе аналитико-синтетической работы. Система звуковой аналитико-синтетической работы над словом включает в себя: 1) нахождение заданного звука в словах 2) подбор слов на заданный звук 3) деление слов на слоги и звуки 4) сложение слов из звуков 5) замена звуков 6) наращение звуков в начале и конце слова 7) перестановка звуков в словах Обучать детей грамоте Ушинский рекомендовал с обучения различать на слух слова типа мак, сыр, лук, сок – из таких слов выделялись гласные звуки, которые обозначались буквами. Затем дети переходили к анализу двусложных слов типа усы, осы – из таких слов выделялись согласные звуки. Ушинский отказался от алфавитного порядка изучения звуков и букв: сначала изучались гласные буквы, включая йотированные, затем согласные – как твёрдые, так и мягкие. Последователи К. Д. Ушинского, развивая его метод, внесли в него изменения: Тихомиров и Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения, отказались от опережающего письма. Флёров разработал строгую последовательность в изучении звуков и букв, в своём букваре он поместил слоговые таблицы. Вахтеров и Флёров вместо письма положили в основу обучении грамоте составление слов из разрезной азбуки. Наиболее последовательно идеи Ушинского развивал Шапошников. Он утверждал, что читает только тот, кто различает звуки речи. Он вернулся к письму-чтению Ушинского, отрицал букварь, по его методу дети сами составляли свой рукописный букварь путём записывания букв, слов, предложений. (Метод не прижился, т. к. учителя не умели работать без опоры на печатный букварь).
В процессе развития метода сложились его традиционные принципы : 1) обучение грамоте носи воспитывающий и развивающий характер 2) обучение грамоте опирается на живую речь, на имеющийся у детей навык речи, на образцовые тексты 3) за основу аналитической и синтетической работы берётся звук, буква вводится после знакомства с ним 4) в качестве единицы чтения берётся слог 5) последовательность изучения звуков и букв устанавливается по принципу частотности 6) выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения грамоте 7) обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Другие принципы сформировались сравнительно недавно или находятся в поцессе становления: 1) это дифференцированный принцип обучения (работа по группам) 2) индивидуальная специальная работа с каждым учащимся 3) систематическое введение элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии на практической основе 4) слого-звуковой анализ слова заключается не только в выделении звуков и установлении их последовательности в слове, но и определении связей между ними 5) вводятся элементы моделирования предложений, слов, слогов, схематическое обозначение звуков 6) воспитательные задачи включаются в систему работы по букварю. Современный метод обучения грамоте устанавливает правильное соотношение звуков и букв на основе данных науки «Фонетика»