Принципы технического развития учащихся детской музыкальной школы в процессе работы над гаммами

Лариса Васильчук
Принципы технического развития учащихся детской музыкальной школы в процессе работы над гаммами

Авторская Методическая работа Васильчук Л. В. (Фортепиано)

Принципы технического развития учащихся детской музыкальной школы в процессе работы над гаммами

Цели:

Достижение осмысленности исполнения технических задач в работе над гаммами.

Повышение технического уровня учащихся.

Приобретение навыков самостоятельной работы учащихся над техническими сложностями.

Задачи:

Развитие скорости мышления учащегося.

Решение технических задач с помощью интонирования.

Работа над качеством звука и динамикой исполнения.

Работа над гаммами является неотъемлемой частью процесса развития технических возможностей учащегося ДМШ. Решение технических задач, стоящих перед преподавателем и учащимся в работе над гаммами дает хорошую организацию пианистического аппарата и приобретение технических навыков в процессе всего периода обучения игре на фортепиано.

Одной из важнейших задач преподавателя является осмысленный подход к работе над гаммами.

Для чего нужно играть гаммы, какие технические задачи они помогают 3

решить будущему музыканту?:

1) Правильная организация пианистического аппарата,

2) определение тональностей,

3) организация мышления и слухового контроля,

4) скорость и качество исполнения.

Развитие технических навыков учащихся не может быть успешным без развития интонационно – слухового контроля, ощущения ритмической и динамической целостности исполняемой гаммы, ее вида.

На первом этапе обучения игре на фортепиано важно научить ребенка правильно сидеть за инструментом. Посадка должна быть в первую очередь физиологически удобной для него, и что не менее важно, осмысленной! Учащийся должен понимать почему ноги надо держать у педалей инструмента, а не под стулом, почему надо сидеть на той или иной высоте стула, на подходящей именно ему отдаленности стула от инструмента, почему локти не должны «висеть» или быть прижатыми к корпусу, почему сидеть надо на краю стула, а не на всей его поверхности. Чаще всего ребенку говорят как надо сидеть и редко когда объясняют почему и для чего. А цель проста: учащийся должен быть свободным и в то же время готовым к активному «включению» в работу, иметь опору в ногах, уметь использовать вес рук и исключить любую зажатость в теле во время игры на инструменте.

Принципы построения мажорного и минорного звукорядов учащиеся изучают на уроках сольфеджио с 1го класса. На уроках по инструменту хорошо закреплять теоретические знания практическими действиями, параллельно объяснив учащемуся принцип использования аппликатуры в исполнении гамм: 7 нот – 5 пальцев = 2 позиции. Таким образом, учащийся знакомится с принципами позиционности в аппликатуре. Хорошо объяснить и показать принцип возникновения и определения тональностей и ключевых

знаков альтерации путем построения звукорядов от разных нот, выявить закономерности, помогающие учащемуся легко ориентироваться в тональностях, знаках и их построении. Например: в диезных мажорных гаммах появление каждого последующего ключевого диеза в очередной тональности образуется на 7 ступени, на пол тона ниже основной ступени, т. е.: в Соль мажоре – фа диез, в Ре мажоре – до диез; в бемольных гаммах каждая последующая гамма начинается с очередного бемоля, имеющегося в предыдущей гамме: в Фа мажоре – си бемоль, следующий мажор – Си бемоль мажор и т. д. Однако закреплять материал достаточно на двух – трех примерах (тональностях).

В средних и старших классах учащиеся должны хорошо ориентироваться в принципах построения мажорных и минорных гамм, закономерностях появления ключевых знаков в диезных и бемольных тональностях по кварто-квинтовому кругу.

В процессе построения гаммы в той или иной тональности попутно выявляются технические сложности, такие как, например, так называемый «подворот» 1 пальца. «Подворот» 1 пальца в прямом движении гаммы связан со сменой позиции пальцев на клавиатуре. Нужно достичь звуковой и технической ровности в процессе использования первых пальцев в данном виде гаммы. Проблема возникает по причине плохой постановки 1 пальца, его слабости, неумения им пользоваться.

Для укрепления пальцев можно проделывать с учащимся следующие подготовительные упражнения:

1. положить на стол или иную плоскую поверхность руку так, чтобы все пальцы прилегали к поверхности плоскости. Затем, не отрываясь подушечками пальцев от плоскости, собрать пальцы к ладони, чтобы

получился «домик» с высоким «сводом». Локоть при этом остается

лежать на плоскости. Далее, оставшись на пальцах, приподнять локоть. Вес руки естественным образом переносится на пальцы. Рука опирается на пальцы. Вторая часть упражнения состоит в том, что по очереди поднимаются пальцы, оставляя на опоре разные группы пальцев: 2-3-4, 1-5, 1-3, 3-5, 2-4, 1-3-5, а также по очереди каждый палец в отдельности. Важно при этом следить, чтобы позиция руки не изменялась. Упражнение можно выполнять каждой рукой отдельно и параллельно обеими руками. Работая с данным упражнением, учащийся тренирует постановку в том числе 1 и 5 пальцев, что немаловажно для работы с гаммами во всех видах.

2. следующее упражнение – игра поочередно пальцами от 3, 4 и 5 пальцев к 1. Задача данного упражнения – естественность движения запястья на legato и, опять же – постановка 1 пальца. Выполняется также отдельно каждой рукой и обеими руками параллельно.

3. затем можно поменять направление движения в противоположную сторону – от 1 к 3,4,5 пальцам.

Важно следить, чтобы учащийся активно «брал» каждый звук, хорошо «стоял» на пальцах, готовя заранее каждый последующий палец к активному взятию последующего звука и, что не менее важно, учился «предслышать» взятие необходимого звука.

В связи с тем, что физиологически наши пальцы имеют разную длину и силу, решать проблему неровности звука немыслимо без слухового контроля и интонирования, «предслышания» и подготовки взятия звука. Для этого полезно в медленном темпе пропевать последующий звук перед его взятием.

Поработав с учащимся над данными упражнениями, можно приступать непосредственно к решению проблемы «подворота» 1го пальца в прямом виде гаммы.

Для решения данной задачи можно использовать прием, основанный на переносе руки с точной траекторией с 3( 4) пальца на 2, и обратно без участия 1 пальца с последующим его включением в процесс. Таким образом, исключается «заваливание» 1 пальца на «подворотах».

Следующий этап работы над прямым видом гамм можно обозначить как развитие слухового контроля учащегося и скорости его мышления. Конечно, развитие слухового контроля нельзя отделить от любых технических задач, однако следующие упражнения помогают в достижении повышения его качества:

1. упражнение на соединение на Legato по 2 звука: 1-2, 3-4, 5-6 и т. д. до самого верхнего звука и обратно,

2. упражнение с интонированием и игре в пульсации со сменой сильной доли с 1 на 2.

упражнение с добавлением речевой артикуляции, когда проговариваются вслух 1 или 2 доли попеременно:

сначала надо определить опорные звуки, н/р, 1-опорный, 2– пропущенный, в До мажоре это: до, ми, соль, си, ре, фа, ля, до и обратно, сыграть эти звуки той аппликатурой, которая должна быть в окончательном варианте (задача – выверить минимальную траекторию движения руки (рук, при игре двумя руками, затем приступать к игре полного звукоряда.

Это упражнение дает развитие координации мышечной и речевой, что способствует большему вниманию и контролю учащегося над выполняемой задачей, исключая формальную игру;

3. игра в пульсации по 3 и 4 звука. Это упражнение увеличивает скорость мышления учащегося в процессе исполнения с условием сохранения всех выполняемых задач из предыдущих упражнений.

4. И, наконец, игра в пульсации по 4 звука с движением от каждого 1го звука тетрахорда, тем самым объединяя движение в общую целостность исполнения с динамическим развитием.

Играя гамму двумя руками в расходящемся виде, учащийся может испытывать неудобства из-за того, что позиции в правой и левой руках не совпадают, в каждой руке возникают свои задачи, происходят «подвороты» 1х пальцев в разное время.

Каким образом можно выстроить удобную систему исполнения?:

1. научиться мыслить «блоками», т. е. позиционностью игры, четко распределяя внимание на поставленные задачи,

2. вовремя переносить внимание с одной выполняемой задачи на другую,

3. переносить выполняемые задачи в руках на последующие октавы, выработав одинаковость, повторность и зеркальность выполняемых задач.

Иногда в практике встречаются случаи, когда у учащегося левая и правая руки играют не одномоментно, то, что называется плохим ансамблем. Слыша в исполнении учащегося подобную проблему, преподаватель должен заострить внимание на свободу игрового аппарата учащегося, правильное распределение и использование веса рук, опоры и интонирование к сильной доле.

В результате проведенной работы появляется точная пульсация, координация работы мозга и пальцев и, как следствие – скорость мышления, легкость, точность и качество исполнения.

Работа над аккордами способствует развитию крупной техники пианиста и существенно отличается поставленными перед преподавателем и

учащимся задачами, однако некоторые из этих задач тесно перекликаются с

известными нам своими принципами достижения необходимых целей.

Постановка 1 и 5 пальцев в аккордах, игра на «опоре» имеет первостепенное значение. Для этого можно вернуться к описанному выше подготовительному упражнению №1.

Поэтапно добиться правильной постановки созвучий 1-5 пальцев без среднего пальца, 1-3(2) и 3(2)-5 пальцев и полного аккорда на опоре, с хорошим «сводом». Учащийся должен уметь держать крепкую позицию при свободной и гибкой кисти. Для этого можно попросить учащегося держать крайними пальцами небольшой карандашик и поработать кистью вверх и вниз. Он должен уметь извлекать полный, глубокий звук, выстраивать вертикали звучания так, чтобы все звуки «брались» пальцами одновременно и каждая позиция была стройной и четкой.

Для того чтобы аккорд звучал стройно, необходимо найти центр тяжести веса руки, который чаще всего находится на «косточке» среднего или 2го пальца, в зависимости от позиции аккорда, «брать» звуки пальцами, а не нажимать на клавиши, хорошо чувствовать работу кончиков пальцев, добиваясь их цепкости. При взятии аккордов двумя руками одновременно, центр тяжести веса должен ощущаться между лопатками спины. Во взятии качественного аккорда принимают участие мышцы грудной клетки и живота. Аккорд берется на выдохе.

Учащийся должен знать принцип построения позиций в аккордах той или иной гаммы и закономерность использования аппликатуры. Смена позиций в аккордах происходит в воздухе, когда учащийся переносит руку на следующий аккорд и брать его уже готовой позицией. Траектория движения должна быть очень точной, не имеющей лишних движений и суеты. Это

происходит в том случае, когда учащийся хорошо знает и чувствует последующие позиции. Несколько приемов облегчающих концентрацию внимания учащегося:

1. прием движения по «проторенной дорожке». Когда в следующей позиции аккорда повторяются 2 звука и меняется лишь аппликатура и один верхний или нижний звук, в зависимости от направления движения, но глазами удерживается внимание на этих двух клавишах, которые должны повторяться. В следующей позиции происходит то же самое.

2. Прием концентрации внимания на повторяющемся звуке, присутствующем во всех трех позициях аккордов (в До мажоре, например, это звук «соль»: до-ми СОЛЬ, ми – СОЛЬ - до, СОЛЬ – до-ми и т. д. Внимание концентрируется вокруг клавиши «соль». Эта клавиша является опорным стержнем во всей конфигурации. Затем это внимание переносится на следующую октаву. И так во всех октавах исполняемой гаммы.

Очень часто дети легче мыслят при прямом движении вверх, а в обратном направлении начинают путаться. Вот при наличии работы по принципам «проторенной дорожки» и «стержневого звука», смена направления мышления становится гораздо легче и проще.

Еще один принцип мышления при исполнении двумя руками: удерживая внимание по 5му пальцу правой руки при движении аккордов вверх и левой руки – при движении вниз одновременно называя эти ноты вслух.

После успешной работы с позициями аккордов, можно приступать к игре в пульсации по принципу, изложенному выше с интонированием и динамическим развитием построения. Не менее важной является умение учащихся качественно и свободно

исполнять арпеджио. Все приёмы технического развития учащихся в ДМШ, используемые в работе над гаммами встречаются в фактурах музыкальных произведений, изучаемых как на самых ранних этапах обучения игре на фортепиано, так и в профессиональном творчестве пианиста.

В исполнении арпеджио активную роль играют 1 и 5 пальцы, т. к. они в любой позиции являются опорными. Для успешного исполнения арпеджио в гаммах имеет большое значение гибкость кисти и свобода всего игрового аппарата. Звуки арпеджио строятся по тем же ступеням, что и аккорды, однако, отличительными являются последовательность взятия звуков и аппликатурные закономерности.

То, что учащийся должен выучить аппликатуру – речи не ведется, но он должен не просто выучить аппликатуру, а знать принцип избрания аппликатуры в сменах позиций. Т. е. четко и точно знать в каких случаях играется 3, а в каких 4 пальцы, или с какой аппликатуры надо начинать играть длинные арпеджио в той или иной тональностях.

После того, как разобрались с аппликатурой, можно приступать к подготовительным упражнениям:

1. Игра созвучий 1-5 пальцами. Необходимо следить, чтобы учащийся держал хороший свод и четко выполнял смену позиций.

2. Соединение поочередно на legato по 2 звука 5-1 пальцами при движении правой руки вверх и левой – вниз. Задача – выверить наиболее удобное положение кисти и хорошей постановки 5 и 1 пальцев, добиться качественного соединения звуков на legato. То же упражнение выполняется от 1го пальца к 5му.

3. Соединение на legato по 2 звука арпеджио каждой рукой отдельно с аппликатурой вверх и вниз. Движение кисти по направлению

движения руки должно быть гибким с полным ее освобождением на

снятии. При этом рука нигде не останавливается, «нанизывая» все сочетания звуков на единое движение, развороты движения кисти должны быть выверенными. То же выполняется левой рукой соответствующей аппликатурой, а также двумя руками одновременно. Важно: хорошо ставить крепкие пальцы на опорные звуки, добиваться гибкости кисти и свободы руки, хорошего внутреннего слухового интонирования при переходе одного звука в другой. Происходит тренировка слуха и мышления, и чем быстрее учащийся будет справляться с этой задачей, связанной со слуховым развитием, тем быстрее и качественнее он будет выполнять технические задачи, т. е. возможность играть быстро и качественно напрямую зависит от скорости мышления.

4. Соединение всех звуков тетрахорда от 1 к 5 пальцу и в обратном направлении на одном движении кисти с опорой на 1ю долю. Сначала отдельно проучивая каждую позицию, затем соединение по 2 и по 3 позиции. При этом необходимо уделять еще больше внимания на то, чтобы учащийся не забывал об интонировании.

5. Объединение всех последовательностей в единое арпеджио с пульсацией по восьмым и шестнадцатым долям.

Существуют способы работы над видами гамм с остановками на 1, 2, 3, 4 доли, на разные пальцы, когда делается остановка на выбранную долю или палец, а все проходящие звуки (начиная с одного и по возрастанию до 4-7 звуков, возможны различные ритмические варианты) проигрываются быстро, стремясь к очередной остановке. В процессе работы над этим приемом важно научится быстрой смене напряжения и освобождения игрового аппарата, готовности сыграть на одном движении позиционные структуры, правильному распределению веса рук (и) на опорные и проходящие звуки,

умению объединять позиционные структуры в единое целостное развитие.

В работе над длинными арпеджио применимы упражнения, используемые в прямом виде гамм направленные на решение проблемы «подворота» 1 х пальцев, а также любые из изложенных выше упражнений, решающих поставленные преподавателем задачи достижения скорости мышления, качества и ровности звука, развития слухового контроля, умения объединять решение мелких и крупных задач.

В развитии беглости 1-2-3 пальцев в мелкой технике помогает работа над хроматическим видом гамм, в которых движение происходит по полутонам вверх и вниз. Важно, чтобы учащийся научился активно работать 1-2, 1-3 пальцами в разных направлениях.

Для развития активности 2(3) пальца можно поиграть переход 2(3) пальца через 1 с одной клавиши на другую. При этом в первой части упражнения 1 палец держит свою клавишу, не отпуская. Опора в данном случае находится на 1 пальце, а 2(3) палец – активно работает. Он как бы «крутится» вокруг 1 пальца. Этим упражнением выверяется мелкая моторика кисти и пальца. То же упражнение можно сделать с 1 пальцем. Упражнение можно выполнять в разных ритмических вариантах. Во второй части упражнения 1 палец включается в работу как проходящий. Опорным является палец, попадающий на черную клавишу. Важно следить, чтобы в процессе включения в работу 1 пальца не менялось положение запястья, и сохранялась позиция пальцев.

Затем можно включить работу на соединение звуков на legato, интонирование, игру с остановками на черных клавишах, ритмическими остановками и игру в пульсации. Принципы упражнений описаны выше.

Для успешного технического роста учащихся очень важен фактор доверия и взаимопонимания между учащимся и преподавателем в процессе большой творческой работы над музыкальным и эстетическим развитием юного пианиста. Работа над гаммами предполагает свободу творчества и

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения для учащихся начальной школы «Гавайская вечеринка» Ход мероприятия Дорогие друзья! Я очень рада приветствовать Вас на дне рождении наших замечательных именинников:.

Классный час «Путешествие в страну здоровья» для учащихся 4 класса школы II вида Классный час: «Путешествие в страну здоровья». Цели: - ознакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за собой; пропагандировать.

Внеклассное мероприятие для учащихся коррекционной школы «В гостях у сказки» Воспитатель: Щипакина Марина Александровна Клубный час на тему «В гостях у сказки» Цели: - обобщение знаний и расширение представлений.

Концерт учащихся музыкальной школы.Концерт учащихся музыкальной школы. В преддверии 85-ти летия юбилея нашего города Прокопьевска наш детский сад провёл встречу с учащимися детской музыкальной школы №11. Дети.

Конспект занятия «Встреча с преподавателем музыкальной школы» Цель: Познакомить детей с профессией преподавателя вокала в музыкальной школе. Заинтересовать ребят этой профессией, вызвать желание ещё.

Сценарий праздника «День матери» для учащихся начальной школы Сценарий праздника День Матери Цель: Вызвать чувство любви и уважения к матери, желание проявлять заботу о ней; Развивать у ребят творческие.

Сценарий праздника «Посвящение в искусство». Выпускной вечер учащихся группы ОЭР и ОМР Детской школы искусств Сценарий праздника «Посвящение в искусство» Выпускной вечер учащихся группы ОЭР и ОМР Детской школы искусств с. Култаево. 01.06.2015г.

Викторина по ПДД «Зеленый огонек» для учащихся начальной школы Викторина по правилам дорожного движения «Зелёный огонек» для начальной школы Разработала: Брайлян Н. В. (автор стихов о дорожных знаках.

Литературная викторина для учащихся начальной школы «Здравствуй, сказка!» Цель: помочь детям вспомнить и закрепить знания детей о прочитанных книгах, о любимых сказочных героях; воспитывать интерес к чтению у младших.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Принципы технического развития учащихся детской музыкальной школы в процессе работы над гаммами
Опубликовано: 14 апреля 2016 в 18:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Праздник народной песни»
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Конспект занятия «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект тематического развлечения «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...
Поделки к Яблочному Спасу «Яблоки с узорами из семечек дыни»
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....