альфия яруллина
Приобщение детей ценностям национальной культуры.
▼ Скачать + Заказать документы
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка- дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном детстве у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайщего окружения. Важно научить ребенка, свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учится, воспитывать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Публикация «Приобщение детей ценностям национальной культуры,» размещена в разделах
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств. Совершенно очевидно, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Территориальное расположение, климатические и экологические условия, национальная специфика региона это и многое другое определяют возможности дошкольного образовательного учреждения. В работе сельского ДОУ возникают определенные трудности, но мы выработали свои принципы на основе которых строим свою работу над воспитанием личности:
- принцип отрытости социальной среды;
- принцип опоры на постоянно обогащающийся социальный опыт ребенка в сельском социуме;
- принцип учета природных задатков и склонностей;
В детском саду “Кубэлэк” села Елхово одним из основных напралений педагогической деятельности в течении пяти лет является : Приобщение детей ценностям национальной культуры. Известный методист в области дошкольного воспитания Т. С. Комарова, пишет: “Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, усвоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинатся, как образно говорит народ: “ С молоком матери”. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры, забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – незамутненый источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызывает устойчивый интерес”.Задача заключается в том, что бы детям не искуссвенно навязывать язык и культуру, а что бы этот процесс шел от самого ребенка – из глубины его души, раскрывал его индивидуальность, традиции духовного воспитания. Ребенок – зеркало души взрослого человека. Духовно богатый ребенок, а далее подросток не способен совершить преступление и другие “низкие” поступки. Эта проблема особенно актуальна в наше время.
Для того что бы помочь ребенку, необходимо было создать условия, способствующие интересу детей и поэтому в ДОУ был создан музей татарского быта. В его организации участвовали не только сотрудники детского сада, но и родители, бабушки и дедушки детей. Они приносили старинные самовары, чугуны и ухваты, самотканные дорожки и шкафы, зеркала, книги и фотографии. И вот так совместными усилиями в ДОУ открылся музей. Позднее для наглядности и привлечения внимания детей там поселились бабушка и дедушка, изготовленые руками сотрудников ростовые куклы, одетые в национальную одежду.
Коллектив детского сада поддерживает связь с Краеведческим музеем имени Халлиулы Ахметшина, совместными усилиями проводится большая работа по духовно – нравственному воспитанию и ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края, возраждаются традиции, изучается народный фольклор. Мы стараемся вызвать первоначальный интерес к прошлому и настоящему своего народа, к его культуре. Думаем, что только зная историю своего края, ребенок может полюбить его. Во время живого общения с музейными работниками дети делятся своими впечатлениями об увиденном и услышанном, а специально организованные мероприятия закрепляют представления детей о родном крае, расширяют их кругозор. Воспитательно-образовательная работа с использованием фольклорного материала и классических произведениях основаных на фольклоре, проводятся в комплексе, сочетая различные виды деятельности, создавая проблемные ситуации, приближенные к реальной действительности.
Фольклор и классика – это душа народа. Не может быть полноценного воспитания, если мы не поможем ребенку раскрыть его душу, понять ему самому: кто он такой? Что он имеет? Что в него природа заложила? Совместные фольклорные мероприятия музея и детского сада транслировались на телеканалах ТНВ и Луч.
В каждой группе созданы национальные уголки и различные музеи, все они непохожи друг на друга и скомплектованы с учетом возраста детей.
Несколько лет наш коллектив работает в экологическом направлении и наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Экологическое воспитание дошкольников- это познание всего живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и наработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно правильное отношение к труду и экологии рассматриваются как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интересса к явлениям природы, желания практически создать, сохранить, поддержать нужные условия, понимания и сочуствия тем, кто испытывает дефицит каких либо условий.
Мы не забываем и об эмоциональной стороне воспитания. Красота труда и окружающей природы должны рассматриваться как красота живого организма, важно заложить детям первоначальные понимания и некоторые аспекты взамомодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающийся во вполне определенных жизнено-необходимых условиях; как природопользователь, потребляющий ресурсы Земли, охраняющий природу, создающий ее, восстанавливающий ее богатства.
Постоянное пребывание взрослых на глазах ребенка способствует тому, что сельские дети быстро овладевают не только несложными трудовыми навыками взрослых, но усваивают и нормы поведения старших, нравственные ценности взрослых. Ассоциативное поведение взрослых служит мощным стимулом для подражания. Близкое знакомство с природой позволяет сельскому ребенку иметь обширный запас предметных представлений о явлениях природы и животном мире, наблюдательность, устойчивость внимания, особый характер мышления. С этой целью создан и успешно работает кружок «Рябинушка», который посещает 19 детей старшего дошкольного возраста. По этому направлению ведется систематическая работа. Регулярно проводиться мероприятие совместно с родителями – это «Праздник пернатых друзей», «Земля - наш общий дом», «Сохраним ромашку на лугу», праздник Урожая, обязательным стало проведения выставки из природного материала, выставки «Осенняя фантазия» из овощей и фруктов, оформление рисунков родителей и детей на тему : «Как мы провели лето», «Я и природа». Создан стенд «Азбука природы».
При поддержке родителей организуются совместные экскурсии на наиболее красивые природные места Елхово.
В этом году проведена большая работа по улучшению предметно - развивающей среды дошкольников - созданы экологические мини - музеи «Волшебница вода», «Музей Солнца», «Тайны дерева». Большая работа коллектива дает хорошие результаты: наши дети стают добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями, что так важно для будущих жителей села.