Елена Красковская
Приобщение детей к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:
«Приобщение детей
к художественной литературе»
«Чтобы подготовить человека
духовно к самостоятельной жизни
надо ввести его в мир книг»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность
Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого.
Публикация «Приобщение детей к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руку книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно.
В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умения ориентироваться в круге детского чтения, создания системы чтения – все это во власти взрослого.
От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим живыми друзьями для нас
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтения связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Нами было проведено анкетирование родителей и беседы с детьми с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей. Которое показало, что 80% детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играми на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают, как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки.
Только 20% из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Цель:
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ (ВОСПРИЯТИИ) КНИГ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕЧИ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА И ПОТРЕБНОСТИ В ЧТЕНИИ, К КНИГАМ
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения
Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения
Воспитывать бережное отношение к книге, как результат труда многих людей
Методическая работа по проекту
Формировать потребность в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей младшего дошкольного возраста;
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщение дошкольников к художественной литературе;
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.
Взаимодействие с родителями
Участвовать в создании книжного уголка, фотогазеты, подготовки выставок в группе, пополнение и обновление книжного уголка.
Оказывать помощь воспитателям в организации праздников, театральных постановок, выставок.
Необходимые условия реализации проекта
Интерес детей Материальное обеспечение Методические
и родителей проекта разработки
Формы и методы работы
Интегрированные занятия
Игры – ситуации
Беседы
Книжные выставки и тематические выставки
Литературные игры и праздники
Просмотр мультфильмов
Театральная деятельность
Практическая мастерская
Конкурсы
Круглый стол
План реализации проекта
Организационный этап
Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей
Изучить методико – педагогическую литературу по данной теме
Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах
Вовлечение детей и родителей в процессе решения задач
Провести анкетирование родителей
Разработка плана мероприятий с участием родителей
Обновить развивающую среду
Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе
Анализ проектной деятельности. Подведение итогов. Обобщение опыта.
Практический этап
Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах.
Внедрить новые формы работы с детьми.
Провести консультации для родителей с целью повышения психолого–педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
Заключительный этап
Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
Обработать результаты реализации проекта.
Провести презентацию проекта в рамках внутрисадовского конкурса «Лучший образовательный проект».
Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
Перспектива
На основе образовательного проекта «Приобщение детей к художественной литературе», разработать проект по приобщению ребенка к художественной литературе в кругу семьи «Расту вместе с книгой»
Мероприятия, направленные на реализацию проекта
Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная мастерская».
Дидактические игры: «Лото» «Из какой это книжки?» «Кто это сказал?».
Коммуникативные игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Жадина», «Теремок», «Вместе тесно, а врозь скучно» и т. д.
Подвижные игры: «Ловишки» «Мышеловка», «У медведя во бору».
Речь и речевое развитие Составление рассказов на тему: пересказ сказки «Курочка - Ряба» «Теремок», «Козлятки и Волк».
Сочиним стихотворения.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.
Художественная литература
Чтение рассказов, сказок.
Заучивание стихов по теме проекта
загадки, потешки, частушки.
Изобразительная деятельность
Рисование «Рисуем сказку» «Мои игрушки» и «Рукавичка» «Колобок», «В лесу родилась елочка»
Оформления выставок «Моя любимая сказка» К,Чуковского, «В гостях у сказки» и т. д.
Сотворчество детей с родителями «Рисуем вместе с мамой».
Трудовая деятельность
Ремонт книг, изготовление маленьких книг.
Учебная деятельность
Познавательные занятия «Здравствуй Зимушка – Зима», «Предметный мир», «Семья» и т. д.
Беседы: «Хрюшка обижается», «Жадина», «Маша Растеряша», «Я сам» и т. д.
Социальное развитие
Видеотека.
Создание альбомов, библиотеки.