Лучший педагог года

Приобщение детей к истокам народного творчества посредством изобразительной деятельности

Ольга Родченкова
Приобщение детей к истокам народного творчества посредством изобразительной деятельности

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ :" С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Публикация «Приобщение детей к истокам народного творчества посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах

Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из его функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основаны на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю расущего человека, обогащает его духовный мир.

Декаротивно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Россиии.

Я думаю, что именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным - знакомство детей с нашими традициями - русскими народными традициями, воспитывать их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена следующими факторами:

- целью современного образования, которое воспитывает и развивает личность ребенка в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ;

- изучение народных росписей способствует эстетическому воспитанию и развитию дошкольников;

- занятия по росписи оказывают психотерапевтическое воздействие на детей : уверенность в себе, спокойствие, ощущение радости, чувство защищенности.

Тема "Приобщение детей к истокам народного творчества через изобразительную деятельность" была выбрана мною не случайно. Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки. Поставила перед собой задачи: вовлечение детей в художественно- творческую деятельность; развитие художественно-творческих способностей у детей, приобщение к эстетической культуре, обогащение словарного запаса детей.

Работа по данной теме ведется мною второй год, начиная со средней группы. По началу детям было очень трудно - они не понимали старинных названий предметов быта, элементов росписи, но с каждым новым занятием дети все больше втягивались, проявляли интерес, ждали новых для себя открытий. Свои занятия я стараюсь строить так, чтобы детям было интересно. Формы работы выбираю разные: путешествие в сказку, превращение в мастеров-художников, экскурсия в гончарную мастерскую. Так, знакомство с каждым новым видом народного промысла я начинаю с просмотра компьютерной презентации, из которой дети узнают историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, изделия с данным видом росписи.

В средней группе ребята познакомились с дымковской росписью, ее элементами, а так же дымковскими игрушками. На занятиях дети овладели техникой рисования узоров кистью: тонкие линии - кончиком кисти, широкие - всей кистью с нажимом, и др. Так же они хорошо отличали народные игрушки от других, знали основные элементы росписи и использовали их в своих работах.

В старшей группе ребята продолжили знакомство с дымковской росписью, а так же узнали новый вид росписи - Хохломская роспись.

В работе мною используются разные виды деятельности : рисование, лепка из пластелина и глины, пластелинография, разные виды аппликации.

Занимаясь декоративным творчеством, ребенок овладевает необходимыми для него техническими приемами, что способствует развитию двигательных ощущений, а главное - мелкой моторикой, ведь детям приходится прописывать мелкие элементы росписи. У ребят развивается точность движения пальцев, тренируя мелкие мышцы рук. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Безусловно результаты работ всегда вызывают положительные эмоции. Дети с большим удовольствием дарят свои поделки родителям и группе.

На занятиях я применяю различные технологии, например, технологию моделирования. Для этого я изготовила дидактические игры: "Сложи картинку", "Составь узор", "Подбери узор". Играя, дети лучше запоминают название росписи, ее элементы, названия предметов быта.

Знакомить детей с народно-декаротивным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах изодеятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм. Так в средней группе дети познакомились с народным праздником "Масленица", заучивали заклички, веснянки. Я познакомила ребят с православным праздником "Пасха", после чего расписывали пасхальное яйцо. В старшей группе дети познакомились с праздником "Рождество Христово", узнали историю возникновения праздника, его традициях, узнали как празднуют в других странах. Кроме того, мы играли и в народные игры :"Пузырь", "Колпачок", "Ходит Ваня", "Заинька" и многие другие.

Поддерживая интерес детей к русскому народному творчеству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры и интерес, который мы пробудили у ребят, поможет им открыть эту дверь настежь!

Предметно-развивающая среда в группе

-Репродукции картин и иллюстрации из детских книг по теме6" Народное прикладное искусство"

- Альбомы с образцами росписи

- Альбомы с изображением народных промыслов

-Раскраски по темам

-Скульптуры малых форм (глиняные игрушки, деревянная посуда)

-Изобразительный материал : краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, мел для рисования на доске, кисти,"тычки", пластелин, стеки, доски для лепки, цветная бумага, ножницы, клей, палитры.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народную игрушку Чтобы детство детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. Игра- ведущий вид деятельности для детей, играя, ребенок.

Проект «Духовно-патриотическое воспитание дошкольника». Выступление на Макаренковских чтениях ВидеоПроект «Духовно-патриотическое воспитание дошкольника». Выступление на Макаренковских чтениях Видео Выступление на макаренских педагогических чтениях. Защита презентации. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам народного творчества посредством изобразительной деятельности
Опубликовано: 12 мая 2014 в 19:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД